Во сколько месяцев ребенок держит температуру

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия — рассматривания рук — в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова — «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

источник

Повышение температуры у грудничка серьезный повод для тревоги у родителей. Но стоит ли паниковать, если на термометре немногим больше 37 градусов? Когда и чем сбивать температуру? Давайте разберемся.

У новорожденных детей (особенно детей до 3 месяцев) система терморегуляции организма несовершенна. Первые несколько дней после рождения температура малыша может держаться на уровне 37-37,4 градуса.

Не стоит впадать в панику! До года незначительные колебания температуры считаются нормой, особенно если ребенок только что покушал или капризничал.

На температуре малыша может сказаться и то, как он одет: груднички очень легко перегреваются или наоборот переохлаждаются. Недостаток количества питья так же может вызвать незначительное поднятие температуры у ребенка до года.

Температуру у ребенка до года измеряют разными способами: в подмышечной впадине (норма – 36-37 градусов), в паховой складке, орально (норма – 36,9-37,4 градуса) и ректально (норма – 36,6-37,3 градуса). Делать это лучше всего ежедневно в одно и то же время, когда грудничок спокоен.

Но, несмотря на все вышесказанное, температуру ребенка до года нужно контролировать, ведь повышенная температура может указывать и на заболевание. Если малыш тяжело дышит, много капризничает и плачет или наоборот очень вялый, отказывается от еды или появляются признаки простуды, тогда игнорировать факт поднятия температуры у ребенка недопустимо.

При температуре 38 и выше следует незамедлительно вызвать врача, так как самостоятельно определить причину высокой температуры у грудничка очень сложно.

  • перегрев ребенка;
  • недостаток питья;
  • длительный плач;
  • прорезывание зубов;
  • чрезмерная физическая активность;
  • запор;
  • аллергия;
  • стресс;
  • профилактическая прививка;
  • простудные заболевания;
  • детские и кишечные инфекции;
  • воспалительные заболевания уха, горла, носа, почек и пр.

Помните, что повышенная температура – это не болезнь, а средство борьбы организма с болезнью! Если ребенок не имеет заболеваний органов дыхания и сердца, то давать жаропонижающее рекомендуется при температуре выше 38,5 градуса.

Но если у ребенка начинаются судороги или случались ранее, температура резко поднимается в ночное время, то жаропонижающее следует давать уже при температуре от 38 градусов.

Если у ребенка до 3 месяцев поднялась температура выше 38 градусов в выходной или праздничный день, вызывайте «скорую помощь». Детям до 3 месяцев только врач должен назначать лекарство и дозировку!

До прихода врача не лишним будет попробовать сбить температуру немедикаментозными методами. Из-за неотлаженной системы терморегуляции тела грудничка такие методы обычно довольно эффективны.

Во-первых, почаще проветривайте комнату, предварительно унеся малыша в другую комнату.

Во-вторых, если у ребенка нет озноба, снимите с него теплую одежду, лучше всего оставить его голеньким, лишь укрывать пеленочкой.

В-третьих, марлевую салфетку обмакните в воду комнатной температуры и выжмите ее, затем протрите ребенку лицо, шею, ручки, ножки, тело.

В-четвертых, почаще давайте пить грудничку.

В-пятых, если малыш спит, не будите его без важной причины, например, визит врача (кормление – не является важной причиной!).

В случае если народные методы не помогают, а температура превысила отметку 38,5 градусов, следует дать грудничку жаропонижающее. Стоит ли говорить, что заранее стоит обсудить этот вопрос с лечащим врачом?

Жаропонижающее для грудничка может быть в виде сиропа или свечей. Действие сиропа начинается через 20-30 минут после приема, свечей – через 30-40. Следует помнить, что свечи оказывают более щадящее действие на желудочно-кишечный тракт грудничка, но если ребенок давно не опорожнял кишечник, то применение свечей может спровоцировать колики.

А сироп нельзя смешивать со смесью, молоком или водой. Внимательно читайте инструкцию, строго соблюдайте дозировку по возрасту, всегда проверяйте срок годности лекарства. Если сомневаетесь, позвоните терапевту или в «скорую помощь» для консультации.

В любом случае, если температура ребенка превысила 38 градусов, нужно вызывать врача для выявления причин и назначения соответствующего лечения. Жаропонижающее не является лекарством от болезней, это всего лишь способ борьбы с лихорадкой.

Здоровья Вам и Вашим деткам!

Уважаемые читатели! Что вы делали когда у вашего крохи поднималась температура? Какими способами вы сбивали температуру новорожденному малышу? Ждем ваши комментарии!

источник

Одни мамы меряют температуру ребенку при любом намеке на недомогание, другие ограничиваются тем, что потрогают губами лоб. Какой должна быть нормальная температура у ребенка? Что кроме заболевания может ее повысить? О каких правилах измерения температуры мы не знаем или забываем?

Повышение температуры тела — наиболее частое проявление как простудных, так и других воспалительных заболеваний. Исследованием повышенной температуры тела при разных болезнях еще в XIX веке занимался Сергей Петрович Боткин. Он считал, что в большинстве случаев снижение температуры тела не устраняет свойственные заболеванию изменения в организме, и предлагал рассматривать повышенную температуру тела в качестве приспособительной реакции. Эти наблюдения подтвердились.

Как известно, нормальная температура тела здорового ребенка — 36–37 °С. Однако установлено, что каждый орган имеет свою температуру. Наиболее высока температура печени, несколько ниже температура других внутренних органов. Температура кожи выше всего в подмышечных областях — 36,0–36,8 °С. Примерно у половины детей встречается асимметрия подмышечной температуры, при этом чаще всего температура тела слева несколько выше (на 0,1–0,5 °С), чем справа.

Несколько ниже температура кожи шеи (34 °С). Об этом полезно знать, так как иногда ориентируются на температуру тела, измеренную в кожной складке шеи. Особенно низка температура кожи кистей и стоп — 24–28 °С. Наряду с измерением температуры в подмышечных областях, принятом в нашей стране, довольно широко у детей используют определение температуры во рту (под языком), а также в прямой кишке. Важно знать, что температура в полости рта выше подмышечной на 0,1–0,4 °С, а в прямой кишке — на 0,5–1,0 °С.

Температура тела зависит от возраста. У недоношенных детей в связи со свойственными им особенностями (низкой активностью обмена веществ, низкой массой при относительно большой поверхности тела, истонченным подкожно-жировым слоем, несовершенной терморегуляцией) температура тела в значительной мере зависит от температуры окружающей среды.

Температура тела ребенка зависит от очень многих факторов. Хорошо известны суточные колебания температуры тела: самая низкая температура тела у детей обычно бывает в 4–5 часов утра, самая высокая — в 16–17 часов. Суточная амплитуда колебаний температуры тела у девятимесячного ребенка составляет около 0,9, у детей 2–5 лет — 0,6–1,0 °С. У детей старше 5 лет в состоянии покоя температура тела колеблется в пределах 0,3–0,5 °С.

Во время интенсивной мышечной нагрузки (при подвижных играх, при занятиях физкультурой, а также при длительном крике, плаче) температура тела ребенка может повыситься на 1–2 градуса (до 38 °С). Температура тела ребенка повышается после еды, причем повышение зависит от состава съеденной пищи (максимально — после мясных продуктов).

Температура тела упитанного ребенка с высокой возбудимостью, постоянно пребывающего в движении, всегда на несколько десятых градуса выше, чем у ребенка апатичного, предпочитающего шумным играм спокойные занятия — чтение книг, рисование и пр. Это не требует коррекции, если ребенок хорошо себя чувствует.

У детей первых лет жизни терморегуляция еще не вполне совершенна. В здоровом ребенке первых лет жизни энергия бьет ключом. Он во время бодрствования ни минуты не сидит на месте и способен загонять и папу с мамой, и бабушек. Теплопродукция у него происходит с избытком, а вот с теплоотдачей проблема. Избыточное тепло ребенок отдает путем конвекции с поверхности тела, путем испарения при потении и путем теплообмена вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Интенсивность всех трех путей теплоотдачи напрямую зависит от разницы температуры тела ребенка и температуры окружающего воздуха. И если температура в жилых помещениях составляет 24–25 °С, а ребенок одет в комбинезон, он не сможет отдать избытки тепла. И у него температура тела может на несколько десятых градуса превышать 37 °С. Это еще не болезнь, но регуляторные системы ребенка перенапряжены, и он очень легко может простудиться.

Таким образом, неплохо, если вы будете точно знать, какая же температура тела является индивидуальной нормой для вашего ребенка. Однако не стоит злоупотреблять измерением температуры тела у здорового ребенка, не имеющего никаких признаков заболевания.

Несколько повышенная температура тела может быть нормальной для вашего ребенка, но всегда является поводом для обращения к врачу и обследования, так как может быть основным проявлением вялотекущего заболевания (например, инфекции мочевыводящих путей). Если же у вашего ребенка температура тела превышает 38 °С, то независимо от того, чем он перед этим занимался, это — проявление заболевания.

Изменяется поведение ребенка: появляется повышенная двигательная активность, малыш становится капризным, раздражительным, нарушается сон. В глазах — лихорадочный блеск, лицо «пылает», кожа горячая на ощупь. В других случаях, напротив, ребенок становится вялым, апатичным, отказывается от еды, кожа становится бледной с «мраморностью», холодные на ощупь конечности, кожа покрыта мурашками, на лбу холодный пот, ребенка знобит.

Некоторые мамы при оценке температуры тела ребенка применяют старый народный способ: прикладывают ко лбу ребенка свои губы. Способ, конечно, испытанный, но, во-первых, крайне субъективный и, во-вторых, не показательный при наличии у ребенка озноба.

Все же предпочтительней при оценке температуры тела ребенка использовать термометрию. Измерять температуру тела ребенка целесообразно между приемами пищи спустя более одного часа после физических нагрузок, и желательно, чтобы измерение температуры тела не сопровождалось криком, сопротивлением и слезами. Общепринятым в России методом является измерение температуры тела в подмышечной впадине при помощи ртутного или электронного термометра.

Обычно температуру тела измеряют в левой подмышечной впадине. Термометр не должен быть холодным — иначе процедура вызовет негативную реакцию ребенка. Поэтому перед измерением целесообразно 3–5 минут подержать термометр в своей ладони. Перед тем как поставить ртутный термометр, его встряхивают так, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 36 °С.

Термометр ребенок держит в подмышечной впадине 5–7 минут. В первые 2 минуты столбик ртути поднимается быстро, а в последующем подъем составляет доли градуса, не имеющие принципиального значения. Поэтому для приблизительной оценки температуры тела достаточно подержать градусник 2 минуты. Для измерения температуры электронным термометром требуется около 1–2 минут.

В некоторых случаях температуру измеряют в прямой кишке (норма до 38 °C). Для этого наконечник термометра смазывают вазелином или глицерином. Ребенка укладывают животом на колени одного из родителей (детей школьного возраста укладывают на бок с подтянутыми к животу коленями). Термометр легкими движениями вводят в задний проход на глубину 2 см, удерживая в этом положении в течение одной минуты. Приблизительно температуру тела можно оценить уже через 20 секунд.

Обычно при заболевании ребенка температуру тела измеряют 2 раза в день — утром и в 16–17 часов. Но в остром периоде болезни, когда возможны быстрые высокие подъемы температуры тела, ее целесообразно измерять каждые 3–4 часа. Контроль температуры тела обычно продолжают до ее нормализации.

Механизм повышения температуры тела в принципе универсален. В его основе лежит раздражение находящихся в головном мозге центров регуляции, приводящих к увеличению теплопродукции организма и уменьшению теплоотдачи.

При инфекционных заболеваниях повышение температуры тела связано с действием на организм продуктов обмена веществ и распада вирусов, микробов, некоторых лекарственных препаратов. Длительность лихорадочного периода обычно совпадает с периодом интенсивного размножения возбудителя в организме.

Комплексы, раздражающие центр регуляции температуры тела, могут образовываться не только при инфекционных заболеваниях, но и при иммунных реакциях, при разрушении тканей в случае травмы, при задержке шлаков и продуктов нарушенного обмена, могут вырабатываться опухолевыми клетками. И в этих случаях повышенная температура тела отражает активность болезненного процесса.

источник

Повышение температуры тела возможно при разных заболеваниях в детском возрасте. При этом вопрос, сбивать ли ее, вызывает много противоречивых мнений.

Кто-то из родителей слышал, что при лихорадке организм активнее борется с болезнью, а если температуру сбить, длительность заболевания увеличится. Другие слышали, что и ее повышенные значения, и лекарства против нее весьма опасны и угрожают серьезными проблемами со здоровьем.

В результате одни родители боятся сбить температуру даже в случаях, когда это требуется, другие уже при незначительном повышении дают крохе лекарства. Давайте разберемся, что действительно нужно делать в данных случаях, а также является ли этот симптом признаком заболевания.

Измерение в области подмышек – самое доступное и простое, поэтому оно наиболее распространено.

Тем не менее, существуют другие способы измерения:

  1. Во рту (определяется оральная температура). Для измерения обычно применяют специальный термометр в виде пустышки.
  2. В прямой кишке (определяют ректальную температуру). Таким способом пользуются при возрасте ребенка менее 5 месяцев, поскольку детки старше полугода будут сопротивляться процедуре. Градусник (обязательно электронный) обрабатывается кремом и вводится в анальное отверстие малыша примерно на два сантиметра.
  3. В паховой складке. Малыша укладывают на бок, наконечник термометра размещают в складке кожи, после чего придерживают ногу ребенка в прижатом к телу положении.

Важно, чтобы у ребенка был отдельный градусник, а перед применением его следует обрабатывать спиртом или промывать мыльной водой.

Также при измерении нужно руководствоваться такими правилами:

  • У болеющего ребенка измерения нужно проводить не менее трех раз в течение дня.
  • Не определяйте температуру, если малыш очень активен, плачет, принял ванну, тепло укутан, а также в случае высокой температуры воздуха в комнате.
  • Если вы определяете оральную температуру, это следует сделать за 1 час до еды и питья либо через 1 час после, так как напитки и пища способствуют повышению значений в полости рта.

Особенностями температуры у малышей грудного возраста являются непостоянность и быстрое повышение при любой болезни. Кроме того, у младенцев до года в норме она немного выше, чем у деток постарше.

Нормальной температурой для ребенка младше 12 месяцев считается менее +37,4°С, а для ребенка старше 12 месяцев – менее +37°С. Это показатели измерения температуры в подмышечной области, а также в паховой складке. Для ректальных измерений нормой считают менее +38°С, а для оральной – менее +37,6°С.

Наиболее достоверные показатели дает использование ртутного градусника, а у электронных термометров имеется значительная погрешность. Чтобы узнать, насколько отличается показатель электронного и ртутного термометра, измерьте температуру сразу двумя градусниками у любого здорового члена семьи.

В зависимости от показателей температуру называют:

  • Субфебрильной. Показатель — до +38 градусов. Обычно такую температуру не сбивают, позволяя организму вырабатывать вещества, защищающие его от вирусов.
  • Фебрильной. Повышение больше +38°С, но меньше +39°С. Такая лихорадка указывает на активную борьбу тела ребенка с инфекцией, поэтому тактика родителей должна учитывать состояние ребенка. Если оно сильно ухудшено, показаны жаропонижающие препараты, а бодрому и спокойному ребенку лекарства можно не давать.
  • Пиретической. Показатели на градуснике от +39°С до +41°С. Такую температуру непременно рекомендуют снижать лекарствами, поскольку возрастает риск появления приступов судорог.
  • Гиперпиретической. Самая опасная — температура свыше +41°С. Увидев такой показатель на термометре, следует немедленно позвонить в скорую помощь.
  • Позволяет быстро диагностировать многие заболевания в раннем периоде и начать своевременное лечение.
  • При вирусе гриппа высокая температура важна для большого уровня интерферона, позволяющего успешно побороть инфекцию.
  • При повышенной температуре тела микроорганизмы перестают размножаться и становятся менее устойчивыми к воздействию антибактериальных средств.
  • Лихорадка активизирует иммунную систему малыша, усиливая фагоцитоз и производство антител.
  • Ребенок с лихорадкой пребывает в постели, благодаря чему его силы полностью направлены на борьбу с болезнью.
  • Одним из осложнений является появление судорог.
  • При лихорадке нагрузка на сердце ребенка повышается, что особенно опасно, если у крохи имеются нарушения ритма или пороки сердца.
  • При повышении температуры страдает работа мозга, а также печени, желудка, почек и других внутренних органов.

Для запуска механизма подъема температуры тела обычно нужны чужеродные вещества, попадающие в организм ребенка – пирогены. Ими могут выступать разные инфекционные агенты, представленные одноклеточными, вирусами, простейшими, грибками, бактериями. При попадании в организм возбудители поглощаются белыми кровяными клетками (лейкоцитами). Одновременно эти клетки начинают выработку интерлейкинов, попадающих с кровью в головной мозг.

Добравшись до центра регуляции температуры тела, размещенном в гипоталамусе, эти соединения меняют восприятие нормальной температуры. Мозг малыша начинает определять температуру 36,6-37 градусов как слишком низкую. Он дает команду телу производить больше тепла и одновременно спазмировать сосуды, чтобы снизить теплоотдачу.

В этом процессе выделяются такие стадии:

  1. Тепло производится в организме малыша в большем количестве, но теплоотдача не повышена. Температура тела повышается.
  2. Отдача тепла повышается и устанавливается баланс между выработкой тепла и его выведением из организма. Температура уменьшается, но не до показателей нормы.
  3. Выработка тепла снижается вследствие гибели инфекционных агентов и уменьшения производства интерлейкинов. Отдача тепла остается высокой, ребенок потеет, и температура нормализуется.

Следует отметить, что температура может понижаться литически (постепенно) или критически (резко). Второй вариант очень опасен расширением сосудов и снижением давления крови.

Многочисленные исследования подтвердили, что при некоторых инфекциях повышенная температура способствует более быстрому выздоровлению. Также было установлено, что употребление жаропонижающих на некоторое время продлевает как время самого заболевания, так и период заразности. Но, так как эти эффекты не относятся ко всем инфекциям, протекающим с высокой температурой, говорить об однозначной пользе лихорадки нельзя.

Научные исследования показали, что вырабатывающиеся при высокой температуре активные соединения (среди них и интерферон) в одних случаях помогают быстрее выздороветь, а при некоторых болезнях воздействуют на их течение отрицательно. К тому же, для многих детей это весьма опасное состояние.

Длительное время высокую температуру считали фактором, способным нарушить свертываемость крови и вызвать перегрев мозга. Поэтому ее опасались и старались снизить всевозможными способами. Однако современные научные изыскания показали, что к проблемам со здоровьем приводит не высокая температура сама по себе, а болезнь, которая проявляется таким симптомом.

При этом медики отмечают, что лихорадка представляет опасность для детей, имеющих хронические патологии внутренних органов, симптомы обезвоживания, нарушения физического развития или болезни нервной системы.

Опасность гипертермии заключается в больших тратах энергии и нутриентов для поддержания высокой температуры. Из-за этого внутренние органы перегреваются и их функция нарушается.

Она определяется в первую очередь возрастом малыша:

Показатель температуры, при котором нужно обратиться за медицинской помощью

источник

Повышенная температура у младенца — частая причина тревоги родителей. Действительно ли так опасна лихорадка и что нужно делать в домашних условиях если малыш «горит»?

Повышенная температура (лихорадка) не является самостоятельным заболеванием, хотя этот симптом может сопровождать многие болезни. Все лихорадки условно можно разделить на:

  • инфекционные (причиной, вызывающей повышение температуры тела, являются различные болезнетворные вирусы, бактерии);
  • неинфекционные (функциональные), причиной которых могут быть разнообразные факторы, влияющие на работу центра терморегуляции. Повышение температуры может встречаться при различных эндокринных заболеваниях в результате действия некоторых гормонов, при обезвоживании, неврозах, повышенной физической и эмоциональной активности и др.

Центр терморегуляции входит в состав центральной нервной системы, располагается в отделе головного мозга — гипоталамусе и осуществляет регуляцию процессов теплообразования и теплоотдачи, отвечая за поддержание постоянной нормальной температуры тела.

При инфекционных лихорадках повышение температуры тела играет защитную роль. Именно в таких условиях уменьшается рост и размножение бактерий, для многих вирусов единственным губительным фактором является высокая температура. При лихорадке до 39°С в человеческом организме активно вырабатываются белки иммунной защиты — иммуноглобулины, активизируются обменные процессы. Однако при превышении определенного порога (у каждого человека он индивидуален, но в среднем составляет около 39-39,5°С) защитная функция температурной реакции слабеет. В таких условиях снижается обеспечение тканей кислородом, страдают основные процессы обмена веществ и жизнедеятельности многих клеток организма, в первую очередь центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому до определенного уровня лихорадка сама по себе является защитным фактором, и лишь при достижении и превышении этого порога необходимо использование жаропонижающих методов, входящих в состав симптоматической (т.е. устраняющей болезненные симптомы) терапии.

В случаях неинфекционных лихорадок повышенная температура тела является лишь ответом центра терморегуляции на воздействие различных факторов (гормонов, биологически активных веществ) и, как правило, не носит защитного или компенсаторного характера. Такие лихорадки обычно не поддаются лечению жаропонижающими средствами, поэтому терапия направлена на устранение провоцирующего фактора (устранение гормонального дисбаланса, успокоительные препараты и т.д.).

У только что родившегося малыша большинство систем организма хоть и сформированы, но функционально незрелы. Это справедливо и для центральной нервной системы, и для ее части — центра терморегуляции. Поэтому процессы образования тепла и его выделения также несовершенны. Новорожденные, особенно недоношенные, чрезвычайно чувствительны к условиям внешней среды — легко перегреваются и легко замерзают.

Нормальная температура тела у новорожденных колеблется в диапазоне 37,0+0,5°С и зависит от места и времени измерения. Наиболее высокие показатели температуры регистрируются с 18 до 22 часов вечера, а самая низкая температура тела характерна для ранних утренних часов. Измерять температуру можно в прямой кишке (ректальная температура), в подмышечной впадине (аксиллярная), во рту (оральная), в паховой складке. Самая высокая температура определяется в прямой кишке, в среднем она не превышает 37,6°С, хотя иногда и в норме может достигать 38,0°С. Это примерно на 1°С больше аксиллярной (подмышечной) температуры и на 0,3-0,4°С выше температуры в ротовой полости. Однако для каждого малыша существует индивидуальная температурная норма, которая может отличаться от общих средних показателей. Чтобы определить индивидуальную норму вашего младенца, следует измерить ему температуру, когда он здоров, спокоен (при отсутствии признаков недомогания, болезни) 3 раза в день (утром, днем и вечером). Малышам до 5-6 месяцев рекомендуют измерять ректальную температуру.

Главное правило: ко всем новорожденным с повышенной температурой необходимо вызвать врача! Повышение температуры любого уровня в возрасте ребенка меньше трех месяцев считается опасным.

Наиболее точным прибором для определения температуры остается ртутный термометр. Для измерения ректальной температуры используют термометры с толстой округлой ртутьсодержащей колбой. Современные электронные термометры более быстрые и безопасные, однако они могут искажать показатели температуры на несколько десятых долей градуса. При использовании ушных термометров необходимо правильно расположить датчик в ушной раковине, иначе можно получить неверные данные. Пластинчатые жидкокристаллические термометры дают лишь приблизительную информацию о температуре тела. Ротовые термометры (для измерения температуры в полости рта) могут применяться лишь с 4-5-летнего возраста ребенка, причем остается актуальной проблема «разгрызания прибора».

Все процессы у новорожденных развиваются стремительно, ухудшение состояния может произойти очень быстро. Поэтому при любом настораживающем симптоме (а повышение температуры, безусловно, является таковым) следует немедленно связаться и проконсультироваться с лечащим педиатром или вызвать «скорую помощь».

Обязательно вызвать «скорую» необходимо, если измеренная температура в подмышечной впадине 39,0-39,5°С, а ректальная температура превысила 40,0°С. Надо сказать, что даже при установленном диагнозе очень высокая температура все же опасна из-за вероятности развития так называемого гипертермического синдрома. При этом отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушениями снабжения органов и тканей кровью из-за нарушения кровообращения в мелких сосудах, вплоть до нарушения функции жизненно важных органов (головной мозг, сердце). Одним из ярких проявлений такого синдрома являются судороги. Поэтому значительное повышение температуры у малыша требует особого внимания.

Для того чтобы облегчить самочувствие ребенка, до приезда и консультации доктора родители могут самостоятельно выполнить ряд мероприятий.

Первое, что нужно сделать, — создать малышу комфортные условия окружающей среды. Комнату необходимо проветрить. Температура воздуха в помещении должна быть около 20°С (19-21°С). В силу несовершенства процессов терморегуляции у новорожденного повышенные температура и влажность в комнате могут приводить к перегреванию ребенка. Можно воспользоваться вентилятором или кондиционером, избегая прямого направления струи воздуха на кроху.

Малыша с лихорадкой не стоит укутывать. Наоборот, ребенка необходимо раскрыть, надеть на него легкую хлопчатобумажную кофточку или комбинезончик. Важно помнить, что одноразовый подгузник может закрывать до 30% поверхности тела ребенка, препятствуя нормальному потоотделению, теплообмену. Поэтому, особенно если нет возможности снизить температуру в помещении, подгузник с новорожденного лучше снять.

Следует помнить, что температуру нужно измерять, когда малыш спокоен, так как плач, возбужденное состояние, перегревание, физическая активность способствуют повышению температуры тела. При измерении температуры в естественных складках тела (паховой, подмышечной впадине) их нужно тщательно протереть, так как влага занижает показатели термометра. После плача, эмоционального или физического возбуждения ребенка необходимо подождать не менее 30 мин. И измерять температуру в спокойном состоянии.

Для определения ректальной температуры у новорожденного следует положить малыша на спинку (можно к себе на колени), поднять и отвести ножки, как при подмывании, смазать кожу анального отверстия детским кремом (также можно смазать тонким слоем крема и колбу термометра, однако необходимо помнить, что толстый слой смазки может искажать показатели прибора). Предварительно стряхнув ртутный столбик ниже отметки 36°С, нужно ввести термометр в задний проход на глубину около 2 см. Затем ножки малыша нужно свести и подержать в таком положении не менее 3 мин.

Если не удается измерить ректальную температуру, малыш плачет, успокойте его, а спустя некоторое время измерьте температуру в подмышечной впадине. При этом ребенок может находиться у вас на руках. Измеренную температуру и время измерения необходимо записать, чтобы затем показать лечащему педиатру: составленный график температур (температурная кривая) может помочь при постановке диагноза.

При увеличенной потере жидкости, что часто наблюдается при лихорадке, а также может усугубляться наличием рвоты, поноса, у новорожденных быстро развивается обезвоживание. Обезвоживание само по себе может способствовать повышению температуры тела ребенка. Допаивание — основной метод борьбы с обезвоживанием. Детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо чаще прикладывать к груди (в женском молоке достаточно много воды). При отказе грудничка от молока, а также малышам, находящимся на искусственном вскармливании, следует предложить фенхелевый чай, кипяченую воду. Жидкость нужно давать небольшими количествами (малышу первого месяца — по одной чайной ложке каждые 20-30 минут), так как одновременно выпитый большой объем жидкости может самостоятельно спровоцировать рвоту в результате перерастяжения стенок желудка. При резком обезвоживании врач может назначить специальные солевые растворы для новорожденных. В тяжелых случаях может потребоваться госпитализация.

В качестве доврачебной помощи детям при лихорадке широко используются различные физические методы снижения температуры. В основе этих способов лежит увеличение теплоотдачи.

Самым распространенным способом нелекарственного снижения температуры является обтирание. Новорожденного раздевают и обтирают его тельце салфетками, смоченными в воде с температурой 36-37°С. Обтирание водой более низкой температуры может вызвать дрожь, что, в свою очередь, лишь способствует дополнительному повышению температуры тела.

Малыша выкладывают на пеленку с подстеленной под нее клеенкой. Воду необходимой температуры располагают рядом. Смочив салфетку, следует отжать ее, а затем осторожными нерастирающими движениями обтереть тело ребенка от периферии (начиная с ручек, ножек) к центру. Легкое трение способствует рефлекторному расширению сосудов, что улучшает теплоотдачу, а испарение воды усиливает этот процесс. Воду периодически следует разбавлять более теплой, не допуская ее значительного остывания и поддерживая температуру воды близкой к нормальной температуре тела.

Обтирания растворами спирта, уксуса или водкой в настоящее время не рекомендуются, так как вдыхание паров этих веществ может быть небезопасно для ребенка, а интенсивное испарение может спровоцировать мышечную дрожь и повысить температуру.

На лоб крохе можно положить прохладный компресс — салфетку, смоченную в воде комнатной температуры. Необходимо периодически смачивать салфетку водой, чтобы компресс не превратился в согревающий.

В настоящее время практически не применяют обертывания влажной простыней, так как это затрудняет потоотделение — естественный путь теплоотдачи. Температура тела быстрее снизится при открытой коже. Редко используются и клизмы с прохладной водой.

В случаях очень высокой температуры (выше 39,5°С) на область крупных сосудов (в пах, в подмышечные впадины, подколенные и локтевые сгибы, на височные и сонные артерии) для увеличения и ускорения отдачи тепла кладут завернутые в ткань кусочки льда. Существуют специальные замерзающие гели, пакеты или грелки с которыми также можно использовать в таких ситуациях.

Главное правило — лекарственные препараты можно давать новорожденному только по рекомендации лечащего педиатра. Ни в коем случае нельзя ориентироваться на ваш личный, предшествующий опыт или обширный опыт бабушек, соседок и знакомых. Каждую ситуацию должен оценить детский врач и, учитывая все показания и противопоказания, назначить соответствующее лечение в необходимой дозировке.

В случаях неинфекционной лихорадки это могут быть рекомендации по режиму, уходу за новорожденным, коррекция кормлений, питьевого режима и т.д. Иногда может потребоваться дополнительная диагностика для установления причины повышения температуры у новорожденного.

При инфекционных лихорадках врач назначит лечение, направленное на подавление болезнетворного агента — вирусов или бактерий. При вирусных заболеваниях это может быть назначение Интерферона или препаратов, усиливающих продукцию Интерферона в организме; при болезнях, вызванных бактериями, назначаются антибиотики. Вопрос о необходимости использования жаропонижающих средств (антипиретиков) у малыша младше 1 месяца (новорожденного) решается лечащим врачом.

В настоящее время в педиатрической практике наиболее часто используются жаропонижающие препараты, действующим веществом в которых является либо Парацетамол, либо Ибупрофен. Это самые безопасные (особенно ибупрофен), эффективные и хорошо изученные антипиретики, разрешенные к использованию у детей с 6 месяцев. Для детей младше этого возраста вопрос о применении Парацетамола или Ибупрофена решается лечащим врачом в зависимости от конкретной ситуации. Препараты используются в виде суспензий, сиропов или ректальных свечей.

Особое внимание следует уделить разовой и суточной дозировке препарата (она рассчитывается на реальный вес малыша). Превышение дозы лекарственного вещества может вызвать различные, иногда очень тяжелые, побочные эффекты и токсические реакции. Так, например, передозировка Парацетамола вызывает токсическое поражение печени и почек.

Раньше в детской практике широко использовалась ацетилсалициловая кислота (Аспирин), однако данные научных исследований выявили зависимость между приемом Аспирина при вирусных заболеваниях у детей и развитием синдрома Рея — тяжелого поражения головного мозга и печени. Поэтому в настоящее время Аспирин не рекомендован для лечения детей младше 15 лет.

Анальгин (метамизол) до сих пор выпускается российскими фармпредприятиями, хотя во многих странах мира применение этого препарата запрещено или резко ограничено. Это связано с тяжелыми побочными реакциями, вызываемыми Анальгином: серьезными нарушениями кроветворения, анафилактическим шоком (аллергическая шоковая реакция), иммунным поражением печени, легких, почек. С 1992 года Фармкомитетом РФ принято решение ограничить применение метамизола для детей и подростков до 18 лет. Однако следует отметить, что врачи скорой и неотложной помощи при необходимости с успехом применяют это препарат для младенцев.

Амидопирин и Фенацетин с 60-х годов XX века изъяты из списка жаропонижающих препаратов в связи с тяжелыми токсическими реакциями и угнетением кроветворения на фоне их применения. Однако производство этих препаратов в нашей стране до сих пор не прекращено.

Действие жаропонижающих препаратов можно оценить через 30-40 мин. после их приема. В среднем они снижают температуру на 0,5-1,5°С, однако эффект во многом зависит от индивидуальной чувствительности к препарату.

Еще раз следует напомнить, что лихорадка является лишь симптомом, который свидетельствует об изменении работы механизмов терморегуляции организма. Поэтому терапия прежде всего должна быть направлена на устранение причин, вызвавших лихорадку. Жаропонижающие средства являются вспомогательным, симптоматическим лечением, улучшающим самочувствие пациента.

источник

Вы волновались, пока вынашивали малыша, а теперь он родился и волнений прибавилось. И растерянность в данном случае – это нормально.

Новоиспеченные мамочки переживают по любому пустяку, и одно из самых важных опасений вызывает температура. Этот показатель зависит от многих процессов жизнедеятельности организма.

Все люди от природы наделены системой терморегуляции. Температуру тела контролирует гипоталамус. Он регулирует теплообмен и теплопродукцию и придерживается определенного баланса.

Малыш рождается с неустойчивой системой теплоотдачи, и до 3 месяцев не сможет самостоятельно поддерживать стабильную температуру. Груднички очень чувствительны к изменениям температуры окружающей среды.

В первые минуты жизни температура малыша такая же, как у мамы, потом она понижается на 1,5-2 градуса, а уже к пятому часу жизни достигает 36,5 °С.

Наблюдая за малышом, вы заметите, что низкая температура у него ближе к утру, а максимальная — после полудня. Чтобы лучше ориентироваться в том, какая нормальная температура у грудничка, необходимо помнить, что у разных участков тела температура существенно отличается.

  • Ректальная 36,9-37,4 °С;
  • Оральная (во рту) 36,6-37,2 °С;
  • В подмышке 36-37 °С.

Бывают и индивидуальные колебания температуры у новорожденного, норма показателей от 35 °С до 38,3 °С.

  • Ртутным термометром измеряют только в подмышке. Самостоятельно малыш не сможет держать термометр, поэтому проконтролируйте все сами. Положите термометр малышу под ручку и придержите 3-5 минут;
  • Температурным индикатором измеряют, прикладывая полоску с квадратными обозначениями или с цифровыми показателями ко лбу. Но будьте внимательны! Бывают индикаторы, которые кладут под язык. Внимательно прочитайте инструкцию! Следуйте точным рекомендациям того или иного индикатора;
  • Электронным термометром температуру измеряют орально или ректально. Кончик такого термометра дают ребенку подержать во рту или не глубоко (2 сантиметра) вставляют между ягодиц на одну минуту. Можно смазать кончик кремом. Электротермометр обычно подает сигнал об окончании, но не у всех градусников предусмотрена эта функция. Во время всей процедуры придерживайте малышу ножки, а свободной рукой — градусник.
  • Прорезаются зубки;
  • Высокая подвижность;
  • Запор;
  • Ребенок длительное время плакал;
  • Индивидуальная особенность;
  • Перегревание;
  • Чрезмерное укутывание;
  • Лихорадка (не являющаяся симптомом болезни) от недостатка воды в организме.

Обратили внимание на белый налет на языке у грудничка, он не обязательно говорит о заболевании, читайте здесь, что означает белый налет и как его вылечить. Советы педиатров помогут разобраться со всеми симптомами.

  • Жажда;
  • Потливость;
  • Учащенное дыхание;
  • Учащенный пульс;
  • Чрезмерная румяность или бледность;
  • Озноб;
  • Воспаленные глазки;
  • Сухость во рту, сухость губ.

Чтобы уметь оценить показатели учащенного пульса, нужно помнить, что:

  • Нормальный пульс во сне — 100-130 у/мин;
  • Нормальный пульс во время бодрствования — 140-160 у/мин;
  • Когда ребенок плачет — 160-200 у/мин;
  • К двухлетнему возрасту пульс замедляется до 100-140 у/мин;
  • Нормальная частота дыхания — от 40 до 60 вдохов в мин;
  • У годовалых детей — 25-30 вдохов в мин.

Установите в детской настенный термометр и следите, чтобы температура держалась в пределах 20 до 24 °С, а норма температуры грудничка — от 36 до 38 °С.

Если норма немножко превышена, попробуйте обтереть ребенка теплой влажной губкой. Ни в коем случае не обтирайте ребенка спиртосодержащими средствами — это может вызвать спазм сосудов! Чаще предлагайте малышу питье и чаще меняйте нательное белье и постельное.

Если эти средства не помогли, примените медикаментозные средства для младенцев на основе парацетамола. Обычно действующее вещество капель, сиропа, свечек или раствора указано на упаковке. Внимательно читайте инструкцию. Существуют средства на основе других компонентов.

Чтобы узнать, комфортно ли ребенку, прикоснитесь к затылку. Если он холодный, то надо малыша согреть. Не отказывайтесь от хлопчатобумажной шапочки, иногда без нее грудничок теряет около 30% тепла.

Как видим, условий, которые нужно учитывать, очень много. Для начала выясните нормальную температуру тела у грудничков и конкретно вашего малыша. Измерьте ему температуру в спокойной обстановке, когда он прекрасно себя чувствует. Возьмите эту температуру на заметку и по ней ориентируйтесь.

Очень часто мерить температуру тоже не стоит, это нервирует и пугает ребенка.

Слишком кутать для перестраховки категорически не рекомендуется. Перегрев детки переносят гораздо сложнее, чем переохлаждение.

Следите за аппетитом, за цветом кожи и стулом ребенка. В летнее время не оставляйте грудничка без присмотра в коляске. Конструкция коляски может нагреваться, а поскольку их делают водонепроницаемыми, может возникнуть эффект бани.

О том какая температура должна быть у новорожденного ребенка и как ее измерить рассказывает и показывает опытный врач-неонатолог на видео ниже.

источник

Медицина и человек