Температура у месячного ребенка на искусственном вскармливании

Грудное вскармливание уникально по своей природе, потому что лишь материнское молоко может обеспечить малыша не только необходимым количеством жиров, микроэлементов, витаминов (причем в оптимальном для усвоения состоянии), но и такими биологически активными веществами, как ферменты, гормоны, иммуноглобулины, лейкоциты. Эти компоненты очень трудно или даже невозможно ввести в состав искусственных смесей. Недаром в настоящее время ученые предлагают законодательно запретить использование в литературе (или в информации о смесях) терминов «заменители материнского молока», так как такие смеси просто не могут быть созданы. Помимо этого чисто практического значения, важность грудного вскармливания неоспорима для психологического комфорта мамы и малыша, взаимопонимания «матерей и детей» с первых дней жизни.

Однако существуют обстоятельства, при которых грудное вскармливание невозможно. И тогда малыш переводится на искусственное вскармливание, т.е. вскармливание ребенка молочными смесями.

  1. Медицинские обстоятельства: случаи тяжело протекавшей беременности и родов, требующих восстановления сил матери, прием лекарственных препаратов, проникающих в грудное молоко, инфекционные заболевания и др.
  2. Недостаточная выработка грудного молока (контрольные взвешивания показывают, что малыш недостаточно прибавляет в весе, и попытки стимуляции лактации безуспешны).
  3. Невозможность постоянного кормления грудью в ситуациях, когда мать вынуждена оставлять ребенка под наблюдением кого-либо, а сцеженного или замороженного молока оказывается недостаточно.

При искусственном вскармливании важно определить необходимый объем питания ребенка. Суточное количество пищи в зависимости от возраста малыша приведено в таблице 1. Например, если малышу 1 месяц и его масса 3500 г, то суточный объем питания — это 1/5 массы тела, т.е. 700 мл.

Чтобы определить, сколько смеси нужно в одно кормление, разделите суточный объем пищи на число кормлений.

Примерное количество кормлений в течение дня:

  • первая неделя жизни — 7-10;
  • 1 неделя — 2 месяца — 7-8;
  • 2-4 месяца — 6-7;
  • 4-9 месяцев — 5-6;
  • 9-12 месяцев — 4-5.

Следует отметить, что если при грудном вскармливании до введения прикорма не требуется дополнительно допаивать ребенка кипяченой водой, то при искусственном и смешанном вскармливании это допустимо, причем объем воды не учитывается в общем объеме пищи.

ВозрастОбъем смеси
До 2 месяцев1/5 массы телаили 700-750 мл
2-4 месяца1/6 массы телаили 750-800 мл
4-6 месяцев1/7 массы телаили 800-900 мл
Старше 6 месяцев1/8-1/9 массы телаили 1000-1100 мл

Сначала внимательно прочтите инструкцию по применению на упаковке. Ее необходимо строго соблюдать. При слишком большом количестве порошка смесь получается перенасыщенной всеми пищевыми веществами, а это может привести к срыгиваниям, неустойчивому стулу, чрезмерной прибавке массы тела. Если же порошка взято слишком мало, то смесь получится низкокалорийной, а это тоже плохо: малыш, оставаясь голодным, будет капризничать, хуже спать, меньше прибавлять в весе.

Воду для приготовления смеси необходимо кипятить. Идеальная температура молочной смеси — 36-37°С. Для получения такой температуры нужно кипяченую, охлажденную до 50-60°С воду налить «в бутылочку. Мерной ложкой отмерьте нужное количество смеси (обязательно убрав излишек). Порошок насыпьте в воду и быстро размешайте до полного растворения. Готовить смесь можно прямо в бутылочке.

Опрокиньте бутылочку вниз, не встряхивая. Смесь должна вначале литься тонкой струйкой, затем — проходить через соску со скоростью 1 капля в секунду.

Затем необходимо несколько капель смеси капнуть себе на запястье — содержимое должно быть близко к температуре тела, то есть практически не ощущаться. Если температура смеси превышает желаемую, можно остудить бутылочку в холодной воде.

Для того, чтобы во время кормления было удобно не только малышу, который должен находиться в полувертикальном положении, но и маме, можно использовать дополнительные подушки, положив их под спину. Положение ног мамы может быть различным: можно положить ногу на ногу, можно подставить под ноги невысокую скамейку, можно кормить ребенка и в положении лежа, нежно придерживая при этом малыша. Чтобы уменьшить заглатывание воздуха, наклоняйте бутылочку так, чтобы молоко заполняло соску, а воздух поднялся ко дну бутылочки. После кормления подержите ребенка несколько минут в вертикальном положении, чтобы уменьшить вероятность срыгивания.

Если у мамы нет возможности кормить ребенка грудью, то чувство вины не должно отягощать ее отношения с ребенком.

Если ребенок крепко засыпает к концу кормления, не высосав все из бутылочки, вылейте ее содержимое. Остаток смеси ни в коем случае нельзя оставлять до следующего кормления. Все предметы, необходимые для искусственного вскармливания, как и детскую посуду, нужно сразу после кормления промыть под струей теплой воды, удаляя остатки смеси ершиком для бутылочки и сосок. После этого посуду необходимо стерилизовать (либо кипятить в течение 10-15 минут, либо используя электрический стерилизатор).

Далее все принадлежности для кормления охлаждаются до комнатной температуры и выставляются на чистое полотенце. Делать это следует в течение 1-го месяца жизни ребенка, потом достаточно промывать бутылочку кипяченой водой.

Ребенок в разное время суток съедает различное количество пищи, и потребность в еде у него неодинакова. Дети, находящиеся на свободном вскармливании, лучше прибавляют в весе, чем дети на строго дозированном питании.

Однако при искусственном вскармливании врачи советуют использовать частично свободное вскармливание — способ, при котором имеются определенные часы кормления, количество пищи дается по желанию ребенка, но в определенных пределах.

В бутылочку наливают на каждое кормление обычно на 20-30 мл больше, но пищу дают в фиксированные часы (допустимо отклонение в течение 30 минут). Это позволяет правильнее определить оптимальную потребность малыша в пище. Если ребенок не съедает полностью предложенное ему количество пищи, не следует его насильно докармливать.

Возраст, мес.0-1234567899-12
Блюда и продукты
Адаптированная молочная смесь, мл700 — 800800 — 900800 — 900800 — 900700400300 — 400350200200
Фруктовый сок, млПо показаниям*5 — 3040 — 5050 — 6060708090 — 100
Фруктовое пюре, гПо показаниям*5 — 30**40 — 5050 — 6060708090 — 100
Творог, г4040404040
Желток, г0,250,50,50,5
Овощное пюре, г10 — 150150150170180200
Молочная каша, г50 — 150150150180200
Мясное пюре, г5-30505060 — 70
Кефир и другие кисломолочные продукты или цельное молоко, мл200200400400
Хлеб пшеничный в.с., г5510
Сухари, печенье, г3 — 5551010 — 15
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г333556
Сливочное масло, г44556
* Введение продукта определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка и степени адаптации используемого в его питании заменителя женского молока.
** Пюре вводится через 2 недели после введения сока.
  • индивидуальная непереносимость смеси, чаще проявляющаяся аллергической реакцией;
  • в достижение возраста, в котором можно переходить с первой ступени на вторую (5-6 месяцев); причем если ребенок хорошо переносил ту или иную смесь, то желательно, чтобы последующая смесь была с тем же названием;
  • необходимость введения лечебных смесей (при возникновении аллергии, срыгивании и т.д.; лечебные смеси следует вводить только по назначению врача);
  • переход с лечебных смесей на адаптированные, после устранения состояния, целью коррекции которого была введен, лечебная смесь.

При искусственном вскармливании прикорм вводят в 4,5-5 месяцев, тогда как при грудном вскармливании это делают позже — в 5-6 месяцев. Это обусловлено тем, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают в составе заменителя женского молока значительное количество «чужеродных» пищевых веществ, что ведет к известной адаптации ребенка к «чужеродному» питанию. Следует отметить, что сроки введения прикормов выбирают индивидуально, после обсуждения с педиатром, который наблюдает малыша.

  1. Начинать введение прикорма, необходимо с небольшого количеств, продукта, постепенно его увеличивая. В первый день прикорм дают в количестве 3-5 чайных ложек, в течение 10-12 дней доводят до полного объема одного кормления.
  2. Давать прикорм нужно перед кормлением смесью, с ложечки.
  3. Нельзя вводить два новых продукта одновременно.
  4. Блюда прикорма должны быт пюреобразными, В них не должно быт мелких кусочков, которые могут вы звать затруднения при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позднее — и к более плотной пище.
  5. После введения прикорма не обходимо установить 5-разовый режим кормления.
  6. Первый прикорм вводится в одно из дневных кормлений, лучше всего — в 10 или 14 часов.

Овощное пюре считается предпочтительным для первого прикорма у здоровых детей на искусственном вскармливании, оно более богато витаминами, минеральными веществами, пектинами, клетчаткой, которые необходимы для растущего организма. Введение прикорма необходимо начинать с одного вида овощей: кабачков, тыквы, цветной капусты, брокколи, зеленого горошка, картофеля, который не должен составлять более 20% общего объема овощей.

Каши (рисовая, кукурузная, гречневая) вводятся как прикорм через месяц после введения овощей (не ранее 6 месяцев). После 8 месяцев можно вводить и глютенсодержащие крупы (овсяную, манную). Кашу дают ребенку начиная с 1-2 чайных ложек, постепенно доводя ее количество до 120-150 г в день и добавляя 3-4 г топленого сливочного или растительного масла. После каши можно дать малышу фруктовое пюре.

Творог, как источник полноценного белка и некоторых незаменимых аминокислот, солей кальция и фосфора, следует назначать здоровым, нормально развивающимся детям не ранее 5-6 месяцев для обогащения белком блюд прикорма. Количество творога к году не должно превышать 50 г, чтобы избежать высокой солевой и белковой нагрузки на почки ребенка.

Желток сваренного вкрутую куриного яйца следует давать с 6-7 месяцев. Более раннее его введение часто приводит к возникновению аллергических реакций. Желток дают ребенку в протертом виде, смешав с небольшим количеством смеси, начиная с минимальных доз (на кончике ложки) и постепенно доводя его количество до 1/4-1/2 в день. Позднее желток добавляют в кашу или овощное пюре. Лучше давать желток 2 раза в неделю.

Мясо в питание ребенка рекомендуется вводить начиная с 7-7,5 месяцев. При наличии у ребенка непереносимости белков коровьего молока лучше отказаться от введения говядины и телятины, а использовать мясо кролика, белое мясо индейки, курицы и нежирную свинину. При анемии мясное пюре назначают с 5-5,5 месяцев. В 8-9 месяцев мясное пюре заменяют фрикадельками, к концу года — паровыми котлетами. Мясной бульон ребенку первого года жизни давать не рекомендуется, так как пищевая ценность его незначительна, кроме того, он богат экстрактивными веществами, обладающими аллергизирующим действием.

В возрасте 7 месяцев для стимуляции навыков жевания можно дать ребенку сухарик (с кефиром или соком).

Белую морскую рыбу (хек, треска, морской окунь) ребенку можно рекомендовать вместо мяса 1-2 раза в неделю с 8-9 месяцев. Белки рыбы хорошо сбалансированы по аминокислотному составу. Они усваиваются лучше белков мяса; кроме того, рыба богата минеральными веществами, витаминами группы В.

Цельное коровье молоко лучше начинать давать ребенку в конце первого года жизни, но ни в коем случае не ранее 6 месяцев. Кисломолочные продукты в рацион здорового ребенка вводят не ранее 7 месяцев. При аллергии на смеси они вводятся раньше, но их количество не должно превышать 2/3 объема молочной смеси.

Результатом правильного, успешного вскармливания должна стать адекватная прибавка массы тела малыша (см. таблицу 3).

источник

Повышенная температура у младенца — частая причина тревоги родителей. Действительно ли так опасна лихорадка и что нужно делать в домашних условиях если малыш «горит»?

Повышенная температура (лихорадка) не является самостоятельным заболеванием, хотя этот симптом может сопровождать многие болезни. Все лихорадки условно можно разделить на:

  • инфекционные (причиной, вызывающей повышение температуры тела, являются различные болезнетворные вирусы, бактерии);
  • неинфекционные (функциональные), причиной которых могут быть разнообразные факторы, влияющие на работу центра терморегуляции. Повышение температуры может встречаться при различных эндокринных заболеваниях в результате действия некоторых гормонов, при обезвоживании, неврозах, повышенной физической и эмоциональной активности и др.

Центр терморегуляции входит в состав центральной нервной системы, располагается в отделе головного мозга — гипоталамусе и осуществляет регуляцию процессов теплообразования и теплоотдачи, отвечая за поддержание постоянной нормальной температуры тела.

При инфекционных лихорадках повышение температуры тела играет защитную роль. Именно в таких условиях уменьшается рост и размножение бактерий, для многих вирусов единственным губительным фактором является высокая температура. При лихорадке до 39°С в человеческом организме активно вырабатываются белки иммунной защиты — иммуноглобулины, активизируются обменные процессы. Однако при превышении определенного порога (у каждого человека он индивидуален, но в среднем составляет около 39-39,5°С) защитная функция температурной реакции слабеет. В таких условиях снижается обеспечение тканей кислородом, страдают основные процессы обмена веществ и жизнедеятельности многих клеток организма, в первую очередь центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому до определенного уровня лихорадка сама по себе является защитным фактором, и лишь при достижении и превышении этого порога необходимо использование жаропонижающих методов, входящих в состав симптоматической (т.е. устраняющей болезненные симптомы) терапии.

В случаях неинфекционных лихорадок повышенная температура тела является лишь ответом центра терморегуляции на воздействие различных факторов (гормонов, биологически активных веществ) и, как правило, не носит защитного или компенсаторного характера. Такие лихорадки обычно не поддаются лечению жаропонижающими средствами, поэтому терапия направлена на устранение провоцирующего фактора (устранение гормонального дисбаланса, успокоительные препараты и т.д.).

У только что родившегося малыша большинство систем организма хоть и сформированы, но функционально незрелы. Это справедливо и для центральной нервной системы, и для ее части — центра терморегуляции. Поэтому процессы образования тепла и его выделения также несовершенны. Новорожденные, особенно недоношенные, чрезвычайно чувствительны к условиям внешней среды — легко перегреваются и легко замерзают.

Нормальная температура тела у новорожденных колеблется в диапазоне 37,0+0,5°С и зависит от места и времени измерения. Наиболее высокие показатели температуры регистрируются с 18 до 22 часов вечера, а самая низкая температура тела характерна для ранних утренних часов. Измерять температуру можно в прямой кишке (ректальная температура), в подмышечной впадине (аксиллярная), во рту (оральная), в паховой складке. Самая высокая температура определяется в прямой кишке, в среднем она не превышает 37,6°С, хотя иногда и в норме может достигать 38,0°С. Это примерно на 1°С больше аксиллярной (подмышечной) температуры и на 0,3-0,4°С выше температуры в ротовой полости. Однако для каждого малыша существует индивидуальная температурная норма, которая может отличаться от общих средних показателей. Чтобы определить индивидуальную норму вашего младенца, следует измерить ему температуру, когда он здоров, спокоен (при отсутствии признаков недомогания, болезни) 3 раза в день (утром, днем и вечером). Малышам до 5-6 месяцев рекомендуют измерять ректальную температуру.

Главное правило: ко всем новорожденным с повышенной температурой необходимо вызвать врача! Повышение температуры любого уровня в возрасте ребенка меньше трех месяцев считается опасным.

Наиболее точным прибором для определения температуры остается ртутный термометр. Для измерения ректальной температуры используют термометры с толстой округлой ртутьсодержащей колбой. Современные электронные термометры более быстрые и безопасные, однако они могут искажать показатели температуры на несколько десятых долей градуса. При использовании ушных термометров необходимо правильно расположить датчик в ушной раковине, иначе можно получить неверные данные. Пластинчатые жидкокристаллические термометры дают лишь приблизительную информацию о температуре тела. Ротовые термометры (для измерения температуры в полости рта) могут применяться лишь с 4-5-летнего возраста ребенка, причем остается актуальной проблема «разгрызания прибора».

Все процессы у новорожденных развиваются стремительно, ухудшение состояния может произойти очень быстро. Поэтому при любом настораживающем симптоме (а повышение температуры, безусловно, является таковым) следует немедленно связаться и проконсультироваться с лечащим педиатром или вызвать «скорую помощь».

Обязательно вызвать «скорую» необходимо, если измеренная температура в подмышечной впадине 39,0-39,5°С, а ректальная температура превысила 40,0°С. Надо сказать, что даже при установленном диагнозе очень высокая температура все же опасна из-за вероятности развития так называемого гипертермического синдрома. При этом отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушениями снабжения органов и тканей кровью из-за нарушения кровообращения в мелких сосудах, вплоть до нарушения функции жизненно важных органов (головной мозг, сердце). Одним из ярких проявлений такого синдрома являются судороги. Поэтому значительное повышение температуры у малыша требует особого внимания.

Для того чтобы облегчить самочувствие ребенка, до приезда и консультации доктора родители могут самостоятельно выполнить ряд мероприятий.

Первое, что нужно сделать, — создать малышу комфортные условия окружающей среды. Комнату необходимо проветрить. Температура воздуха в помещении должна быть около 20°С (19-21°С). В силу несовершенства процессов терморегуляции у новорожденного повышенные температура и влажность в комнате могут приводить к перегреванию ребенка. Можно воспользоваться вентилятором или кондиционером, избегая прямого направления струи воздуха на кроху.

Малыша с лихорадкой не стоит укутывать. Наоборот, ребенка необходимо раскрыть, надеть на него легкую хлопчатобумажную кофточку или комбинезончик. Важно помнить, что одноразовый подгузник может закрывать до 30% поверхности тела ребенка, препятствуя нормальному потоотделению, теплообмену. Поэтому, особенно если нет возможности снизить температуру в помещении, подгузник с новорожденного лучше снять.

Следует помнить, что температуру нужно измерять, когда малыш спокоен, так как плач, возбужденное состояние, перегревание, физическая активность способствуют повышению температуры тела. При измерении температуры в естественных складках тела (паховой, подмышечной впадине) их нужно тщательно протереть, так как влага занижает показатели термометра. После плача, эмоционального или физического возбуждения ребенка необходимо подождать не менее 30 мин. И измерять температуру в спокойном состоянии.

Для определения ректальной температуры у новорожденного следует положить малыша на спинку (можно к себе на колени), поднять и отвести ножки, как при подмывании, смазать кожу анального отверстия детским кремом (также можно смазать тонким слоем крема и колбу термометра, однако необходимо помнить, что толстый слой смазки может искажать показатели прибора). Предварительно стряхнув ртутный столбик ниже отметки 36°С, нужно ввести термометр в задний проход на глубину около 2 см. Затем ножки малыша нужно свести и подержать в таком положении не менее 3 мин.

Если не удается измерить ректальную температуру, малыш плачет, успокойте его, а спустя некоторое время измерьте температуру в подмышечной впадине. При этом ребенок может находиться у вас на руках. Измеренную температуру и время измерения необходимо записать, чтобы затем показать лечащему педиатру: составленный график температур (температурная кривая) может помочь при постановке диагноза.

При увеличенной потере жидкости, что часто наблюдается при лихорадке, а также может усугубляться наличием рвоты, поноса, у новорожденных быстро развивается обезвоживание. Обезвоживание само по себе может способствовать повышению температуры тела ребенка. Допаивание — основной метод борьбы с обезвоживанием. Детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо чаще прикладывать к груди (в женском молоке достаточно много воды). При отказе грудничка от молока, а также малышам, находящимся на искусственном вскармливании, следует предложить фенхелевый чай, кипяченую воду. Жидкость нужно давать небольшими количествами (малышу первого месяца — по одной чайной ложке каждые 20-30 минут), так как одновременно выпитый большой объем жидкости может самостоятельно спровоцировать рвоту в результате перерастяжения стенок желудка. При резком обезвоживании врач может назначить специальные солевые растворы для новорожденных. В тяжелых случаях может потребоваться госпитализация.

В качестве доврачебной помощи детям при лихорадке широко используются различные физические методы снижения температуры. В основе этих способов лежит увеличение теплоотдачи.

Самым распространенным способом нелекарственного снижения температуры является обтирание. Новорожденного раздевают и обтирают его тельце салфетками, смоченными в воде с температурой 36-37°С. Обтирание водой более низкой температуры может вызвать дрожь, что, в свою очередь, лишь способствует дополнительному повышению температуры тела.

Малыша выкладывают на пеленку с подстеленной под нее клеенкой. Воду необходимой температуры располагают рядом. Смочив салфетку, следует отжать ее, а затем осторожными нерастирающими движениями обтереть тело ребенка от периферии (начиная с ручек, ножек) к центру. Легкое трение способствует рефлекторному расширению сосудов, что улучшает теплоотдачу, а испарение воды усиливает этот процесс. Воду периодически следует разбавлять более теплой, не допуская ее значительного остывания и поддерживая температуру воды близкой к нормальной температуре тела.

Обтирания растворами спирта, уксуса или водкой в настоящее время не рекомендуются, так как вдыхание паров этих веществ может быть небезопасно для ребенка, а интенсивное испарение может спровоцировать мышечную дрожь и повысить температуру.

На лоб крохе можно положить прохладный компресс — салфетку, смоченную в воде комнатной температуры. Необходимо периодически смачивать салфетку водой, чтобы компресс не превратился в согревающий.

В настоящее время практически не применяют обертывания влажной простыней, так как это затрудняет потоотделение — естественный путь теплоотдачи. Температура тела быстрее снизится при открытой коже. Редко используются и клизмы с прохладной водой.

В случаях очень высокой температуры (выше 39,5°С) на область крупных сосудов (в пах, в подмышечные впадины, подколенные и локтевые сгибы, на височные и сонные артерии) для увеличения и ускорения отдачи тепла кладут завернутые в ткань кусочки льда. Существуют специальные замерзающие гели, пакеты или грелки с которыми также можно использовать в таких ситуациях.

Главное правило — лекарственные препараты можно давать новорожденному только по рекомендации лечащего педиатра. Ни в коем случае нельзя ориентироваться на ваш личный, предшествующий опыт или обширный опыт бабушек, соседок и знакомых. Каждую ситуацию должен оценить детский врач и, учитывая все показания и противопоказания, назначить соответствующее лечение в необходимой дозировке.

В случаях неинфекционной лихорадки это могут быть рекомендации по режиму, уходу за новорожденным, коррекция кормлений, питьевого режима и т.д. Иногда может потребоваться дополнительная диагностика для установления причины повышения температуры у новорожденного.

При инфекционных лихорадках врач назначит лечение, направленное на подавление болезнетворного агента — вирусов или бактерий. При вирусных заболеваниях это может быть назначение Интерферона или препаратов, усиливающих продукцию Интерферона в организме; при болезнях, вызванных бактериями, назначаются антибиотики. Вопрос о необходимости использования жаропонижающих средств (антипиретиков) у малыша младше 1 месяца (новорожденного) решается лечащим врачом.

В настоящее время в педиатрической практике наиболее часто используются жаропонижающие препараты, действующим веществом в которых является либо Парацетамол, либо Ибупрофен. Это самые безопасные (особенно ибупрофен), эффективные и хорошо изученные антипиретики, разрешенные к использованию у детей с 6 месяцев. Для детей младше этого возраста вопрос о применении Парацетамола или Ибупрофена решается лечащим врачом в зависимости от конкретной ситуации. Препараты используются в виде суспензий, сиропов или ректальных свечей.

Особое внимание следует уделить разовой и суточной дозировке препарата (она рассчитывается на реальный вес малыша). Превышение дозы лекарственного вещества может вызвать различные, иногда очень тяжелые, побочные эффекты и токсические реакции. Так, например, передозировка Парацетамола вызывает токсическое поражение печени и почек.

Раньше в детской практике широко использовалась ацетилсалициловая кислота (Аспирин), однако данные научных исследований выявили зависимость между приемом Аспирина при вирусных заболеваниях у детей и развитием синдрома Рея — тяжелого поражения головного мозга и печени. Поэтому в настоящее время Аспирин не рекомендован для лечения детей младше 15 лет.

Анальгин (метамизол) до сих пор выпускается российскими фармпредприятиями, хотя во многих странах мира применение этого препарата запрещено или резко ограничено. Это связано с тяжелыми побочными реакциями, вызываемыми Анальгином: серьезными нарушениями кроветворения, анафилактическим шоком (аллергическая шоковая реакция), иммунным поражением печени, легких, почек. С 1992 года Фармкомитетом РФ принято решение ограничить применение метамизола для детей и подростков до 18 лет. Однако следует отметить, что врачи скорой и неотложной помощи при необходимости с успехом применяют это препарат для младенцев.

Амидопирин и Фенацетин с 60-х годов XX века изъяты из списка жаропонижающих препаратов в связи с тяжелыми токсическими реакциями и угнетением кроветворения на фоне их применения. Однако производство этих препаратов в нашей стране до сих пор не прекращено.

Действие жаропонижающих препаратов можно оценить через 30-40 мин. после их приема. В среднем они снижают температуру на 0,5-1,5°С, однако эффект во многом зависит от индивидуальной чувствительности к препарату.

Еще раз следует напомнить, что лихорадка является лишь симптомом, который свидетельствует об изменении работы механизмов терморегуляции организма. Поэтому терапия прежде всего должна быть направлена на устранение причин, вызвавших лихорадку. Жаропонижающие средства являются вспомогательным, симптоматическим лечением, улучшающим самочувствие пациента.

источник

Искусственное вскармливание — это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

Женщина, не.имеющая молока для своего ребенка, не должна испытывать чувства вины. К сожалению, современные женщины живут в таких сложных экологических условиях, что все чаще встречаются случаи полного отсутствия грудного молока. Иногда молоко вообще не появляется при первых родах (особенно если они наступают в очень молодом возрасте), но приходит, при вторых родах.

В такой ситуации предпочтительнее было бы кормить ребенка донорским молоком хотя бы до 3 месяцев, но о том, почему донорское молоко в большинстве случаев недоступно и неприемлемо.

Кормить ребенка качественной смесью в данном случае полезнее и надежнее. Главное условие искусственного вскармливания: смеси, которые вы будете использовать, должны быть максимально приближены по составу к материнскому молоку (адаптированные смеси до полугода).

При внезапном прекращении грудного вскармливания большинство младенцев относительно легко перестраивается на молочные смеси. Иногда вначале появляется расстройство пищеварения, в этом случае проконсультируйтесь с педиатром. Преимущество искусственного вскармливания, без сомнения, состоит в том, что оба родителя могут кормить ребенка попеременно. Это облегчает нагрузку на мать, особенно в послеродовой период. Телесный контакт с ребенком тоже не страдает: как и при кормлении грудью, вы можете притянуть ребенка к себе и дать ему благотворное ощущение своей близости. Если к тому же вы позаботитесь и о зрительном контакте с малышом, то ваши с ним отношения только выиграют.

Теперь готовить молочные смеси предстоит вам или вашему партнеру. Возможно, вы, как и многие мамы, спрашиваете себя, кормите ли вы ребенка в соответствии с его потребностями. Помните, что ваш малыш сам хорошо умеет давать понять, когда он голоден и когда сыт.

Помните, что суточный объем пищи при искусственном вскармливании должен быть таким же, как при естественном вскармливании, однако режим кормления в этом случае другой. Молочные смеси усваиваются медленнее, чем материнское молоко, поэтому промежутки между кормлениями нужно увеличить (примерно 3,5 часа).

Не нужно давать ребенку больше пищи, чем он должен получать в соответствии с возрастом и массой тела. Так в 2 месяца объем выпиваемой смеси должен составлять в среднем примерно 850 мл (у некоторых детей — 650—700 мл, у других — целый литр), постепенно увеличивайте объем пищи до 1 литра.

Хотя большинство детей к моменту введения прикорма (4,5—5 месяцев) получает около 1 литра смеси, некоторые из них благополучно обходятся меньшим количеством еды. Здесь, как и при грудном вскармливании, главный показатель не количество съеденного за день, а самочувствие ребенка, его прибавка в весе.

Ребенок на искусственном вскармливании особенно уязвим для таких болезней, как ожирение и нарушение обмена веществ, поэтому перекорм представляет реальную угрозу для его здоровья. Если ребенок съедает слишком много, то попробуйте сделать отверстие в соске поменьше — возможно, ребенок слишком быстро опустошает бутылочку и не может за это время ощутить сытость.

Ребенка-«искусственника» нужно обязательно допаивать, водой или отварами фруктов, так как при искусственном вскармливании потребность в дополнительной жидкости возрастает.

Дополнительная жидкость помогает малышу лучше усваивать смесь и снимает некоторые кишечные проблемы. Например, при искусственном вскармливании дети нередко страдают от запоров. Особенно часто это происходит на первых порах при переходе с грудного молока на смесь. Дети, которые начали питаться смесями с самого начала, усваивают смеси лучше.

Переходить на прикорм (в виде овощного пюре или каш) деткам-«искусственникам» следует в более ранние сроки, чем «естественникам», однако также не нужно слишком спешить. Для не сформировавшейся до конца системы пищеварения малыша, особенно растущего на смесях, ранний прикорм может нанести немало вреда. Если ребенок нормально ест смесь и хорошо прибавляет в весе, имеет нормальный уровень гемоглобина в крови и не страдает от рахита, не нужно спешить с прикормом месяцев до четырех с половиной или даже до пяти.

Если у ребенка плохой аппетит, начните вводить прикорм уже с четырех месяцев. Можно ему давать, например, гречневую кашку, сваренную по такому рецепту: вначале приготовить отвар из яблок (без соли и сахара) и на нем сварить очень жиденькую (консистенции жидкой сметаны или даже еще жиже) кашу из размолотой крупы (которую следует размолоть почти до муки). Готовить такую кашку можно и на овощном отваре, и на разведенной смеси. Коровье молоко не стоит давать ребенку как минимум до 10 месяцев (после этого можно дать специальное «детское» молоко), а лучше «продержаться» без коровьего молока до 1—1,5 лет, особенно если ребенок — аллергик.

ОБСУЖДАЯ ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ, мы затронем три основных вопроса.

  1. Как понять желания ребенка, чтобы наилучшим образом выполнять свои обязанности в кормлении.
  2. Что наливать в бутылочку.
  3. Способы сохранить инвентарь в чистоте и рабочем состоянии.

Способ кормления новорожденного не менее важен, чем качество его пищи. Настройтесь на то, что говорит вам младенец, поймите, чего он хочет, и тогда малыш будет хорошо кушать, правильно развиваться и позитивно относиться к себе и окружающему миру. Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, используйте специальную смесь для новорожденных. Новорожденные очень чувствительны к питанию, поэтому еда должна им полностью подходить. Подбирайте такую молочную смесь, которая хорошо переваривается, удовлетворяет все потребности ребенка в питательных веществах и не нарушает хрупкого баланса в его организме.

Грудное молоко и стандартные искусственные смеси в достаточной мере удовлетворяют этим условиям. Другие искусственные смеси, такие как частично ферментированные и смеси для недоношенных детей, являются специализированными и призваны удовлетворять потребности младенцев, нуждающихся в дополнительном уходе.

Хотя современное искусственное вскармливание удобно и безопасно, техника приготовления смесей не терпит небрежности. Вода должна быть чистой и обеззараженной, инвентарь отвечать санитарным нормам и быть удобным как для ребенка, так и для того, кто кормит. Надо ли говорить, что смесь следует готовить в точном соответствии с инструкциями по применению.

Вы сможете лучше удовлетворить потребности ребенка, если внимательно отнесетесь к собственным нуждам. Вам нужно часто и регулярно посещать врача, иметь рядом опытно го учителя или помощника, чтобы обрести ситуационную и моральную поддержку. Вам ко многому предстоит приспособиться и эмоционально, и физически. Вам нужно будет многому учиться, и вы не раз почувствуете себя озадаченным и сбитым с толку. Теоретические знания и практика это вещи разные. Вы будете тревожиться, но это нормально: в таком состоянии мы лучше воспринимаем информацию. Однако если вы слишком волнуетесь, учеба пойдет туго. Обращайтесь за помощью, принимайте помощь и поддержку, если их предлагают, и тогда выполнение родительских обязанностей будет проходить легко и радостно.

Любовь и уважение к ребенку — важные составляющие процесса кормления. А чтобы он был успешным, вы должны знать своего малыша и делать то, что ему нужно. Взаимоотношения ребенка с вами и окружающим миром, а также его развитие в значительно степени зависят от того, что происходит во время кормления. Этот процесс дает вам возможность лучше познакомиться со своим ребенком в течение первых месяцев его жизни. Своими действиями вы сообщаете малышу, что он является значительной персоной, что вы уважаете его и готовы на все, чтобы ему угодить. Кормление удовлетворяет также и вас: ведь вам очень важно знать, что вы можете удовлетворить потребность ребенка и сделать его счастливым.

В грудном возрасте установление позитивных пищевых взаимоотношений с ребенком зависит от разделения ответственности:

  • вы ответственны за то, что предлагаете ребенку в качестве еды;
  • он отвечает за то, сколько ему съесть.

Таким образом, чтобы искусственное вскармливание стало эффективным, прежде всего вы должны выбрать подходящую молочную смесь. В выборе ориентируйтесь на нужды вашего ребенка, после чего вам остается только следовать его желаниям. Он знает, сколько ему есть и как часто. Мало того, ребенок сам определяет скорость и длительность кормления. На раннем этапе ваша задача как родителей -понять, что говорит вам ваш малыш. Еду ребенку давайте сразу, как только он попросит (именно в этот момент малыш полностью проснулся, но не перевозбужден), кормите его плавно и непрерывно, обращая внимание на его сигналы о скорости, темпе и продолжительности кормления. Другими словами, делайте все, чтобы малыш был счастливым.

В отличие от детей, которых кормят грудью, при искусственном кормлении детей в первые дни часто возникает проблема переедания. С некоторыми детьми это происходит из-за того, что они так быстро выпивают свою бутылочку, что их природный сосательный инстинкт не удовлетворен, и они плачут, когда у» них забирают бутылочку. Матери часто считают, что это означает, что ребенок еще голоден, и дают им еще питание. Таким образом, быстро появляется привычка к перееданию, и ребенок каждую неделю набирает много веса. Если это будет продолжаться, ребенок быстро приходит к тому, что молока недостаточно для удовлетворения аппетита. Однако он еще слишком маленький, чтобы давать ему твердую пищу (меньше шести месяцев).

Вполне нормально, если некоторым детям на некоторых кормлениях требуются дополнительные 30 мл молока. Однако необходимо обратить особое внимание, если ребенок каждый день требует более 150 мл дополнительно и регулярно набирает более 240 г в неделю. Когда мои дети на искусственном вскармливании начинают слишком увлекаться сосанием, я использую прохладную кипяченую воду и пустышки между кормлениями, чтобы удовлетворить их потребность сосать.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок может переедать, обсудите эту проблему со своим консультантом или терапевтом.

  • излишнего разбавления смеси для кормления;
  • плохой гигиенической обработки бутылочки, ведущей к гастроэнтериту;
  • нарушения питания из-за рецидивирующих инфекций;
  • дефицита железа и витаминов.

Выбор молока для искусственного вскармливания

Вы можете использовать коровье или буйволиное молоко. Сухие молочные смеси приемлемы для питания малыша, но это слишком дорогая затея. В настоящее время молоко, поступающее в торговлю под контролем правительственных сельскохозяйственных агентств, является либо коровьим, либо модифицированным (измененным по составу) буйволиным молоком.

Приготовление жидких смесей

Нет необходимости разбавлять свежее коровье молоко для кормления малыша. Некоторые педиатры на первые 2 — 3 месяца кормления новорожденного предлагают готовить следующую смесь: 2 части молока разбавлять 1 частью воды и на 100 мл полученного раствора добавлять 1 ч. л. сахара. Если использовать сухие смеси, имеющиеся на рынке (Lactogen, Milkcare и т.п.), то нужно остановить ваш выбор на известной торговой марке, и вы должны четко следовать инструкциям производителя по приготовлению данного продукта.

Объем молока, требующегося ребенку в сутки, составляет около 150 мл/кг массы тела и около 30 мл/ кг на одно кормление. Конечно, число кормлений и количество потребляемого молока для разных детей может различаться.

Обработка бутылочек для кормления

Купите, как минимум, три бутылочки. После каждого кормления тщательно мойте бутылочку и ее съемные части водой с мылом, используя ерш для мойки бутылочек и щетку для мойки сосок.

После того как вы вымыли бутылочки с мылом, возьмите емкость для стерилизации, в которую можно поместить 3 — 4 бутылочки, наполните ее водой; поместите в этот стерилизатор бутылочки, пластиковые ободки и крышки для сосок, поставьте его на огонь и доведите воду до кипения. Подержите стерилизатор в состоянии кипения 10 минут, затем положите в него соски и дайте покипеть еще 5 минут. Теперь снимите его с огня и закройте крышкой. Когда вода в нем остынет, вы можете чистой рукой достать бутылочку. Снова мыть обработанные бутылочки перед использованием не нужно. Когда все три бутылочки будут использованы, описанный процесс стерилизации можно повторить. Никогда не оставляйте бутылочку без крышки для соски.

Нельзя кормить из соски спящего или лежащего на спине ребенка.

Если вы налили молоко для малыша в бутылочку, необходимо использовать его в течение 45 минут.

Никогда не используйте повторно оставшееся молоко — это любимое место размножения бактерий!

Из бутылочки ребенка обычно кормят от шести до восьми раз в течение суток. Если кто-то в семье страдает аллергией, то желательно использовать гипоаллергенное детское питание. Это существенно снижает риск развития аллергии у малыша. Кроме того, вам следует остановить свой выбор на начальных молочных смесях (формула 1), которые по своему составу ближе всего к материнскому молоку и не содержат дополнительных углеводов в форме сахара или крахмала. Начальными смесями, как и грудью, ребенка можно кормить по требованию.

От последующих смесей (формула 2 и 3) лучше всего полностью отказаться. И не только потому, что их неправильное приготовление может вызвать у ребенка серьезные проблемы со здоровьем. В этих молочных порошках содержится так много дополнительного сахара и крахмала, что дело легко может дойти до перекармливания. В организме ребенка закладываются долговременные жировые отложения, избавиться от которых ему порой бывает очень непросто.

Для кормлений молочными смесями вам понадобятся следующие принадлежности:

  • 6 бутылочек;
  • 6 сосок с маленькими отверстиями;
  • паровой стерилизатор или высокая кастрюля для кипячения бутылочек, крышек и сосок;
  • ершик для бутылочек;
  • 6 чистых, проглаженных кухонных полотенец (глажка сокращает количество бактерий);
  • термос для кипяченой воды, чтобы вы и в дороге могли подготовить бутылочки для кормления;
  • подогреватель для бутылочек;
  • 8 марлевых пеленок для защиты вашей одежды.

Во время кормления ребенок вместе с питанием получает порцию вашей любви, внимания и телесного тепла.

Применение детского питания в соответствии с указаниями на упаковке не вызывает никаких затруднений. Важно только подготавливать бутылочки с питанием непосредственно перед кормлением, употреблять разведенную смесь в течение часа и не хранить остатки. Так вы сможете предотвратить зарождение в питании опасных для ребенка микроорганизмов. К тому же бутылочки и соски перед использованием необходимо стерилизовать. Для разведения смеси всегда берите кипяченую воду. Перед тем как дать бутылочку ребенку, проверьте температуру молочной смеси — она должна примерно соответствовать температуре тела. Капнув одну каплю на внутреннюю сторону запястья, вы сразу заметите, если молочко будет слишком горячим. Чтобы не греть воду каждый раз перед кормлением, рекомендуется хранить запас кипяченой воды в чистом термосе. Это практично, особенно для ночных кормлений.

По возвращении домой вы продолжаете давать ребенку ту же смесь, которой его кормили в родильном доме. Если через несколько дней вы заметите, что у ребенка она плохо усваивается, обратитесь к педиатру, который порекомендует вам другую молочную смесь.

Сухие и жидкие смеси. Существуют молочные смеси в жидком виде; они не требуют приготовления: их достаточно налить в стерилизованную бутылочку. Однако этот продукт стоит дороже, чем смесь в виде порошка.

Подогрев смеси. Вы можете подогревать смесь на водяной бане, в специальном устройстве для подогрева бутылочек и даже в микроволновой печи — это не опасно, но не всегда удобно: там она может перегреваться. Всегда проверяйте температуру смеси, капнув на тыльную сторону ладони несколько капель, прежде чем давать ее ребенку, чтобы он не обжегся.

Разводите смесь перед употреблением. Детскую смесь нельзя готовить впрок; ее нужно разводить непосредственно перед употреблением, в противном случае она становится благоприятной средой для размножения бактерий. Собираясь на прогулку или готовясь на ночь, наливайте в стерильную бутылочку теплую воду, а порошок добавляйте в нее в последний момент.

Нужна ли стерилизация? Стерилизовать бутылочки не обязательно. Важно мыть руки перед приготовлением смеси, а после кормления вымыть бутылочку и соску и немедленно их вытереть.

Средняя норма: 6 бутылочек в день. Никогда не принуждайте ребенка допивать содержимое бутылочки, если он не хочет: раз отказывается, значит, сыт. Как правило, ребенок в возрасте 1 месяца питается около 6 раз в день и иногда один раз ночью. Разные виды смеси выпиваются не всегда в одном и том же количестве и в течение дня распределяются по-разному. Если ваш ребенок просит бутылочку ночью, значит, в его организме еще не имеется достаточного резерва, который позволил бы ему обойтись без ночного кормления. Как правило, если он не допивает содержимое бутылочки до конца, значит, порция для него велика; если же он выпивает все до последней капли, значит, вы можете дать ему еще немного молочной смеси. В принципе, лучше предложить больше, чем меньше нужного. Ночное требование бутылочки будет постепенно сдвигаться во времени и в конце концов переместится на утро.

Для лучшего разведения порошка водой зачастую приходится сильно трясти бутылочку. В результате в молочной смеси образуется множество воздушных пузырьков, которые попадают в животик ребенка и вызывают вздутие. Если же после встряхивания дать бутылочке постоять пару минут, то большая часть пузырьков выйдет наружу. После каждого кормления ребенок должен срыгнуть. Для этого придайте малышу вертикальное положение, приложите его к своему плечу и слегка похлопайте его по спинке. Проглоченный воздух выйдет через рот и уже не станет причиной болезненного вздутия или колик.

После кормления подержите ребенка в вертикальном положении, чтобы он срыгнул. Если этого не происходит, легонько похлопайте его по спине. Если при кормлении он беспокойно двигается, возможно, он испытывает потребность срыгнуть. Как только он это сделает, ему станет легче, и он продолжит пить. Не беспокойтесь, если при срыгивании выходит немного смеси: значит, он выпил слишком много и быстро.

Никогда не давайте ребенку остаток смеси, не допитой ранее.

Также помните, что до годовалого возраста ребенок не должен оставаться с бутылочкой один: он гложет подавиться.

источник

Искусственное вскармливание — это полная замена (или 2/3 рациона ребенка) грудного молока искусственными молочными смесями. С первых дней жизни малыша-«искусственника» нужно кормить 6-7 раз в сутки через 3 или 3,5 часа.

Смеси для детского питания

Для кормления детей первого года жизни используют сухие и жидкие (готовые к употреблению), пресные и кисломолочные смеси. Большинство смесей изготавливается на основе коровьего молока, прошедшего специальную обработку. Для того чтобы уменьшить вероятность возникновения аллергии, смеси приближают по химическому составу к грудному молоку. В зависимости от того, насколько смеси адаптированы к грудному молоку, их разделяют на несколько видов.

Адаптированные смеси более приближены к составу грудного молока по всем компонентам. Белки представлены в основном сывороточными белками: они легче усваиваются организмом маленького ребенка. Кальций и фосфор — вещества, необходимые для минерализации костной ткани, — содержатся в оптимальном соотношении.

В состав большинства смесей входит таурин. Эта аминокислота необходима для развития сетчатки глаза и головного мозга. В состав некоторых смесей входят нуклеотиды — вещества, способствующие созреванию тканей младенца и формированию его иммунной системы.

Менее адаптированные смеси («казеиновые формулы») изготовлены на основе коровьего молока, основным белком которого является казеин. Их можно давать детям, склонным к срыгиваниям. Эти смеси более сытные, поэтому они полезны малышам, которые не выдерживают паузу между кормлениями.

Частично адаптированные смеси лучше использовать со 2-3-го месяца жизни. Их состав лишь частично приближен к составу женского молока.

Для вскармливания детей старше 5-6 месяцев предназначены так называемые «последующие формулы». Их энергетическая ценность выше, что соответствует потребностям детей этого возраста.

Прежде чем купить смесь, обязательно посоветуйтесь с педиатром, который наблюдает за вашим малышом. От правильного выбора смеси будет зависеть состояние здоровья ребенка. В первые 2-3 месяца лучше использовать пресные смеси, кисломолочные могут усиливать срыгивания. В дальнейшем смеси можно сочетать: 50% кисломолочной и 50% пресной.

Если малыш хорошо воспринял смесь, ее не нужно менять. Если по каким-то причинам необходимо ввести новую смесь, делайте это постепенно.

Смешанное вскармливание

Если доля смеси в рационе ребенка составляет примерно половину суточного объема пищи, значит, малыш находится на смешанном вскармливании. При таком вскармливании режим питания остается свободным. Докорм малышу дают после прикладывания к обеим грудям и проведения контрольного взвешивания. Если объем докорма небольшой, кормите малыша с ложечки, при большом объеме лучше использовать бутылочку с соской.

Режим кормлений

Кормление по требованию или по желанию младенца (актуальное при грудном вскармливании) обычно не подходит для искусственного: женское молоко уникально, оно „умеет” подстраиваться под нужды малыша, а состав молочной смеси всегда одинаков. Поэтому нужно соблюдать определенный режим питания, чтобы не перегружать желудочно-кишечный тракт и почки младенца излишками белков, жиров и углеводов.

Индивидуальные рекомендации врача с учетом особенностей ребенка помогут вам скорректировать даже искусственное вскармливание: если малыш не съедает предлагаемый объем смеси в течение одного кормления, возможно, ему требуются более частые кормления, но меньшими порциями. В этом смысле (максимальный учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, определенных с помощью специалиста) можно говорить о частичном „свободном вскармливании”.

• Для детей первых месяцев жизни рекомендуется 6–7-разовое кормление — через 3 или 3,5 часа, желательно с 6–6,5-часовым перерывом на ночь соответственно. Искусственные смеси дольше задерживаются в желудке, поэтому ребенок раньше переводится на 5-развовое питание — после введения первого прикорма (примерно в 5–5,5 месяцев) рекомендуется кормить малыша молочными смесями 5 раз в день. Искусственничков лучше кормить по расписанию: до 1 месяца — когда попросит, но до 10 раз в день; 1 — 3 месяца — около 7 раз; 3 — 4 месяца — около 6 раз; с 4 месяцев до года — около 5 раз в сутки. Если по расписанию не получается — не стоит морить чадо голодом и смотреть на часы, кормите чаще, но понемногу.

Для детей первых 7-10 дней расчет необходимого количества смеси можно проводить, используя формулу Зайцевой: объем смеси на сутки=2% массы тела при рождении (г) х n, где n — число дней жизни ребенка. Для определения необходимого объема смеси на одно кормление — разделите суточный объем на число кормлений.

Также до 10-го дня жизни количество смеси, необходимой малышу, можно определить по формуле Финкельштейна.

  • Если ваш малыш весит меньше 3,2 кг , умножьте его возраст (в днях) на 70.
  • Если масса больше, чем 3,2 кг , умножьте возраст ребенка на 80.

Суточный объем питания (без дополнительного питья) для ребенка в возрасте:

  • от 10 дней до 2 месяцев составляет 1 /5 массы тела (например, 3500:5=700мл для ребенка с массой тела 3500г);
  • от 2 до 4 месяцев — 1 /6;
  • от 4 до 6 месяцев — 1/7;
  • от 6 до 8 месяцев — 1/8;
  • от 8 до 12 месяцев — 1 /9 массы тела.

Необходимый объем питания нужно разделить на число кормлений.

Объем пищи в сутки не должен превышать 1 литр .

В последнее время этот метод по Гейбенеру и Черни — расчета суточного питания по весу ребенка — используется редко из-за увеличения детей с крупной массой тела.

Существует еще несколько способов определения суточного объема питания.

1. Объемный. Предусматривает суточное количество пищи. При нем учитывается возраст и масса тела ребенка. Если масса малыша отвечает средней возрастной норме, то приблизительный суточный объем еды будет составлять:

источник

Медицина и человек