Меню

Когда ребенок начинает регулировать свою температуру

Терморегуляция у детей — вопросы перегрева и замерзания.
терморегуляция новорожденных.
Малыш все девять месяцев беременности находится в теплом и темном пространстве матки, и ему нет необходимости поддерживать температуру тела, за него это делает его мама. Но когда малыш рождается на свет, он попадает в другой мир – из теплой матки и влажных околоплодных вод рождается в область воздушной среды, теперь малышу нужно самостоятельно поддерживать температуру тела. Этим занимается в организме система терморегуляции – ею производится или расходуется энергия, чтобы поддержать постоянство температуры тела, чтобы предотвратить и замерзание, и перегрев. Однако, у ребенка вследствие его возраста терморегуляция еще слабая. За чет этого необходимо создавать особые условия по уходу при рождении и в его первые месяцы жизни. Что же о терморегуляции необходимо знать родителям карапуза, как правильно ухаживать за малышом, как не переохладить и не перегреть кроху? Давайте разберемся.

Как работает система
терморегуляция работает достаточно просто – при замерзании активируется механизм расщепления жира и углеводов. в результате чего образуется энергия и тепло, если ребенок сильно замерзает, подключаются механизмы мышечной дрожи, позволяющие согреваться быстрее, если же происходит повышение температуры тела, кровь обычно перетекает к коже, происходит расширение кожных сосудов и лишни порции тепла уходит через кожу в атмосферу. Помогает быстрее охлаждать тело и потение – влажная кожа по закону физики охлаждается скорее. За счет этого механизма тело самостоятельно поддерживает постоянство температуры тела без резких ее колебаний при раздевании или изменении условий внешней среды.
Однако, для ребеночка на все так просто – его механизмы поддержания тепла и постоянной температуры тела еще не совершенны, он может как быстро переохладиться в условиях холодно пространства, так и быстро перегреться даже казалось бы в обычных условиях, если будет слишком тепло одет. И если об исключении переохлаждения заботятся все родственники, надевая по две-три шапочки даже в теплую погоду, то вот о том, что это реальная возможность перегреть ребенка и навредить ему заботливые мамы и особенно бабушки не подозревают.

Чем плохо переохлаждение и перегрев
На малыше плохо отразится перегрев, и переохлаждение. При замерзании малыш не может адекватно поддерживать температуру тела длительное время и охлаждается. Из-за охлаждения происходит снижение защитных барьеров на слизистых носа и во рту, в кишечнике и в зоне легких – активация собственных микробов, которые всегда есть у ребенка в теле, возможно развитие воспаления – насморк, пневмония, грипп. Если тело охладится ниже 34 градусов это вообще приведет к критическим нарушениям обмена веществ вплоть до гибели малыша. Однако, большинство детей охлаждения все-таки не узнают никогда – родители пеленают их в красивые пеленки, одевают в уютные костюмчики.
А вот перегрев для карапуза при заботливых родителях и беспокойных бабушках очень даже возможен. Причем, перегревание возникает достаточно быстро и очень незаметно, причем родители зачастую первых признаков не замечают, сильно удивляясь последствиям. Если замерзая, малыш может расплакаться и из-за активности движений согреться, то при перегреве он никак не может облегчить себе самочувствие. Перегревание опасно потому, что подрываются защитные силы тела, иммунная система ребенка снижает сопротивляемость инфекциям. Родители удивляются – «одеваемся тепло, босиком не ходим, а болеем ежемесячно!». От перегрева и перекутывания он и болеет. Организм должен тренироваться, адаптироваться к перепадам температур, а при постоянном тепличном содержании в условиях трех кофточек иммунитет просто отключается. Кроме того, как мы говорили выше – влажное тело замерзает быстрее, перекутанный и вечно вспотевший ребенок даже от легкого ветерка очень быстро охлаждается и заболевает.
Помимо этого у перегретых детей чаще возникают проблемы с кожей – дерматиты, потницы, инфекции и аллергия, они отстают в развитии из-за недостаточной стимуляции кожи тактильными и воздушными раздражителями – они все время в одежде, их кожа не получает новых ощущений от пространства и воздуха. Кроме того, эти дети из-за одежды недополучают свои порции ультрафиолета и витамина Д, что выедет к рахиту.

Что нужно знать родителям
Система терморегуляции карапуза очень несовершенная, и дозревает в первые годи жизни малыша, родителям важно научить его быстро и правильно адаптироваться к меняющимся погодным условиям и колебаниям температур. Это поможет системе терморегуляции настроить свою работу и в дальнейшем функционировать правильно. Начинать тренировки необходимо с первых же минут жизни. Однако, чтобы правильно тренировать терморегуляцию, необходимо знать признаки перегрева и замерзания, переохлаждения ребенка, и, исходя из этих знаний, правильно организовать уход за крохой.
Прежде всего, чтобы не допускать нарушений терморегуляции, необходимо поддерживать в детской оптимальный баланс температур. на первом месяце это температура в среднем 24-25°С, но постепенно температура в детской снижается – оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов, днем можно допускать температуру теплее около 20-22 °С. При таком температурном режиме малышу будет комфортно спать и бодрствовать. Но, необходимо помнить, что температура в детской зависит от того, во что одет ребенок.
Дома не требуется надевать чепчики и шапочки, надевать более одного костюмчика и пеленать кроху. Количество его одежды должно быть примерно равно количеству вашей. Если надеть на ребенка две распашонки и еще и запеленать, надев шапочку, он перегреется и при 20 градусах.

Признаки перегрева и замерзания
При перегревании малыш начинает отказываться от груди, нервничать и беспокоиться, он краснеет, кричит и становится горячим и мокрым. При таких приступах перегрева у него может подскочить температура до 38°С и даже выше. Если перегрев не устраняется и родители игнорируют сигналы ребенка, он впадает в состояние глубокого болезненного сна и спит длительное время – это состояние называют охранным торможением мозга с защитой его от перегрев и нарушений функций.
При первых же симптомах признаках перегрева необходимо раскутать малыша донага, если это грудничок, приложить к груди, прикрыв легкой пеленкой, если это искусственник – напоить водичкой. Спустя полчаса ребенку необходимо измерит температуру и если она повышена – стоит вызвать врача, малыш серьезно перегрелся.
При переохлаждении детки резко бледнеют, наблюдается синева вокруг ротика,, малыши беспокоятся, сучат ручками и ножками, истошно рыдая. Но холодные руки и ноги сами по себе не могут быть достоверным признаком переохлаждения – из-за особенностей сосудистого тонуса и кровообращения они у ребенка, наряду с кончиком носа, всегда прохладные. Пи первых признаках замерзания малыша необходимо приложить к груди, согреть теплом своего тела, переодеть в сухую одежду, если он вспотел и из-за этого замерз.
Но как же на улице определить – не легко ли одет малыш, если прохладный носик и ручки – это не признак замерзания. На самом деле все просто – положите руку на затылок или тыльную сторону шеи, по ее температуре можно легко определить, комфортно ли ребенку. Если затылок влажный и горячий – вы перестарались с одеждой и малыш перегрет, оденьте его полегче. Если затылок прохладный – наденьте дополнительную кофточку или прикройте кроху одеяльцем. При оптимальном состоянии затылок обычной температуры и сухой.

Практические рекомендации молодым родителям
Для того, чтобы детки легко переносили любой перепад температур, не перегревались и не замерзали, необходимо выполнять несколько несложных рекомендаций ухода за малышом. Тогда ваш крошка будет закаленным и хорошо будет себя чувствовать в лютые морозы и летний зной.

Во-первых, при комнатной температуре выше +18°С малышу не требуются шапочка, рукавички на ручки и носочки на ножки – кожа тела должна дышать, а руки и ноги – активные рефлексогенные зоны, им нужно активно контактировать с воздухом. Если карапуз слегка замерзает – прикройте его фланелевой пеленкой.

Во-вторых, если нужно отправляться на прогулку, одевайте на крошку столько одежек, сколько их одето на вас самих. Ребенок потеет и замерзает точно также как и вы, нет необходимости надевать на него одежды больше – его температура тала поддерживается также как у вас около 36.5-36.8°С. Больше всего мамы и бабушки боятся застудить ушки ребенка, считая их очень слабыми – но если вы с детства будете кутать их в пять шапочек – они таковыми и будут, а ели головка ребенка будет восприниматься равно как ваша собственная голова, проблем со здоровьем ушей не возникнет, они вполне адаптируются к перепадам температур и движению воздуха. При температуре выше 20 °С нет никой надобности в даже самом тонком чепчике или шапке, чтоб защитить от голову солнечных лучей нужно купить ему кепочку, панаму, косынку, но уши ею закрывать не следует. Если погода ветреная, лучше одеть на голову капюшон, и надевать легкие шапочки, чтобы головка не вспотела – перегревание головки не менее опасно, чем перегревание всего тела.

В-третьих, нужно стимулировать механизм терморегуляции крохи процедурой закаливания. Нужно посещать бассейны, обливать ребенка после купаний холодной водой, бегать босым по полу и голеньким. Чтоб не бояться промоченных или замерзших ног учите малыша ходить по мокрому полотенцу, которое намочили в прохладной воде. Это тренирует механизмы согревания стоп и обеспечивает защиту от замерзания конечностей.

В-четвертых, и это очень важно – ходите с детьми на прогулку по любой погоде, по жаре (но не по открытому солнцу), зимой, по морозу хотя бы недолго. Организму нужно уметь перестраивать температуры тела и производить тепло в соответствии с меняющимися условиями – так крошка будет крепким и закаленным, и меньше будет реагировать на перепады температур перегревом или переохлаждением.

Конечно, малыш рождается с не полностью сформированной системой терморегуляции, но по мере роста ребенка она формируется и совершенствуется. Поэтому, в руках родителей здоровье и самочувствие ребенка, как они научат организм ребенка реагировать на температуру среды, так и будет в дальнейшем выполняться эта программа.

источник

Когда ребенок еще находится во чреве матери, его тело не привыкло к тому, чтобы регулировать температуру тела самостоятельно. Таким образом, новорожденный первые месяцы еще не полностью держит свою температуру в равновесии. Маленькие детки очень склонны к переохлаждению или перегреву. И то, и другое опасно для новорожденного, ведь, согласно последним исследованиям, они могут привести к внезапной смерти. По этой причине температура тела у грудных детей должна находиться под постоянным контролем.

Все новорожденные и грудные дети имеют более высокую температуру тела, чем дети постарше и взрослые. Известно, что правильной температурой тела у малышей считается от 36,6 0С и до 37 0С. Она может меняться в зависимости от времени дня и ночи, а также деятельности ребенка. Как правило, самая низкая температура тела у грудничков в утренние часы, после пробуждения, с постепенным увеличением под вечер. Особенно температура может повышаться при активных движениях или даже интенсивном сосании груди. Это вполне нормально для маленьких детей, только в том случае, когда их температура не превышает отметку 38,0 0С.

Если руки и ноги у ребенка холодные, это не обязательно означает, что вашему малышу холодно. Признаком переохлаждения или перегрева является шея. Каким способом измеряется температура тела у грудных детей? У них она не измереятся во рту и под мышкой в связи с опасностями и неточностью измерений. У маленьких деток лучшим решением будет измерение ректальной температуры – в прямой кишке, показатели которой должны варьироваться от 36,60С до 38,50С. При таком виде определения нужно вычитать полградуса, чтобы получить правильный результат. Измеренная температура тела у грудных детей в ухе должна быть в пределах 35,70С -38,00С. Электронный или цифровой термометр при таком виде определения температуры располагают возле уха ребенка. Противопоказаниями являются заболевания и инфекции среднего уха.

Если вы заметили, меняя подгузник, что кожа ребенка стала красной, это может свидетельствовать о перегреве. Также потная шея и пот между лопаток будут признаками увеличения температуры тела. Гипертермия ребенка особенно заметна по его поведению – он становиться капризным, плохо спит. Во избежание перегрева и переохлаждения у младенцев, температура воздуха в комнате, где спит малыш, должна быть соответственно отрегулирована. Для того, чтобы температура тела у грудных детей была в норме во время сна, нужно выбирать постельное белье для кроватки из натуральных дышащих тканей. Например, чистый лен, который характеризуется своими природными свойствами приспособления к температуре тела. Таким образом, даже постельное белье может быть очень полезным в балансе состояния ребенка. Не нужно использовать тяжелые одеяла из шерсти овец, чтобы предотвратить перегрев. Если температура в помещении ниже 180С, легкое одеяло станет очень полезным. В противном случае ребенку будет жарко, даже если вы оденете на него только пижаму.

Температура тела детей может быть разделена на четыре категории. Первый вид – это нормальная температура в пределах 36,0 и 37,0 0С. Второй этап – это небольшое повышение градусов до 380С, ребенок с такой температурой становиться капризным, плачет, вялый и выглядит уставшим. Если градусник показывает отметку 38,1 0С – это уже начало лихорадки. Состояние высокой температуры начинает свой отчет при 39,0 0С. Лихорадка у маленьких детей может быть симптомом различных заболеваний. Сбивается температура тела у новорожденных при помощи жаропонижающих препаратов в виде сиропов, таких как «Калпол», «Эфферралган», «Панадол». Их дозы должны соответствовать весу и возрасту ребенка. Также маленьким деткам удобно ставить свечи – это исключит возможность удушья и рвоту. Кроме того, при лихорадке нужно обязательно снять подгузник и одеть ребенка в сухую одежду.

Читайте также:  У ребенка больного сахарным диабетом температура

Как правильно измерить температуру тела ребенка? Положите малыша на бок или живот и аккуратно раздвиньте его попу, смажьте вазелином задний проход и вставьте кончик термометра. Держите его в этом положении 3-5 минут и от полученных результатов отнимите 0,5 градуса. Для детей старшего возраста измеряйте температуру под мышкой, посадив ребенка на стул.

источник

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

источник

Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

У детей первого месяца жизни тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу. В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу. У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры. После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.
Читайте также:  Температура ребенок 3 месяца стул слизь

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой. Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды.

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте одежду для прогулок и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

источник

Терморегуляция — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

У новорожденного ребенка терморегуляция не совершенна. При рождении температура тела близка к температуре тела матери и равна 37,7—38,2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1,5—2,0 °С, а затем вновь повышается до 37 °С.

У незрелых, недоношенных детей температура снижается ниже Нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных.

Приблизительно у 0,3—0,5% новорожденных на 3—5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка. После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании. Установление нормальной температуры происходит только К 1,5—2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки.

После установления нормального суточного ритма температура Н подмышечных впадинах и в паху равна приблизительно 36,1— 36,6 °С, в прямой кишке — 37,1—37,5 °С.

После периода новорожденности повышение температуры тела у ребенка чаще всего связана с инфекцией. У детей приблизительно до 9—10 месяцев температура может повышаться при обезвоживании.

Центральным звеном терморегуляции является гипоталамическая область. Поэтому различные воздействия на гипоталамус также могут вызывать повышение температуры (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная травма новорожденного, аномалии развития мозга).

Влияние на температуру тела ребенка первых месяцев жизни оказывает так называемый несократительный термогенез. Образование тепла у детей раннего возраста происходит за счет жировой ткани.

Более совершенным видом теплопродукции является сократительный теплогенез. Он создается за счет повышения мышечной активности. Поэтому он значительно возрастает при воздействии холода на ребенка. Механизмы теплопродукции у детей нарушаются при родовой гипоксии, на фоне заболевания органов дыхания, введения некоторых лекарственных препаратов (β-блокаторов).

Процессы теплоотдачи созревают только к 7—8 годам. Теплоотдача регулируется и потоотделением, которое у детей первых лет жизни еще несовершенно. Поэтому для детей в возрасте до 7—8 лет необходимо организовывать оптимальные температурные условия. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепла, если он находится в термонейтральной зоне. Для новорожденных доношенных детей она равна 32—35°С, для недоношенных — 35—36°С, для запеленатого доношенного — 23 — 26°С, а для недоношенного — 30—33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1,5—2,0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают. При выхаживании недоношенных до совершенствования терморегуляции их содержат в кувезах.

Несоблюдение оптимального температурного режима у детей раннего возраста приводит к нарушению развития головного мозга, заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Поэтому сразу же после рождения детей пеленают в теплые пеленки. Осмотр, смену белья, обработку кожи и пупка проводят быстро на подогретом пеленальном столе. Недоношенному ребенку все манипуляции проводят в кувезе.

Перегревание ребенка не менее опасно, чем переохлаждение. Во-первых, у детей даже при временном перегревании развивается обезвоживание организма, во-вторых, нарушение микроциркуляции вследствие перегревания приводит к тепловому удару или шоку, нарушению функции центральной нервной системы, сердца, дыхания.

Такая же ситуация возможна тогда, когда гипертермия вызывается инфекционными заболеваниями. Ребенок может погибнуть от перегревания, поэтому при гипертермии ему требуется экстренная помощь.

Для детей грудного возраста создают комфортные температурные условия. В помещении, где они находятся, влажность воздуха составляет 30—60%, скорость движения воздуха — 0,12—0,2 м/с, температура воздуха — 21—22 °С. С двух лет температура комфорта снижается до 18 °С, а для относительного оптимума теплового состояния — даже до 16 °С.

Важно правильно и адекватно одевать ребенка. В зимнее время на улице на ребенке должно быть 4—5 слоев одежды с учетом ветронепроницаемого верхнего слоя. Зимой для прогулок обычно используют комбинезоны или полукомбинезоны. Летом, в зависимости от температуры воздуха, слоев одежды может быть до двух при температуре воздуха 23°С и выше, и до трех при температуре воздуха 16—17°С.

Для предупреждения охлаждения и перегревания широко применяют методы закаливания детей. Закаливание должно быть постепенным, кратковременным — с применением холодового (импульсного) контакта с кожей ребенка, с постепенным распространением холодового раздражителя на площадь кожи и изменением сроков закаливания. Сначала это обливание ног водой с понижением температуры. Затем одномоментное обливание холодной водой от голеней до бедра, от пупка до шеи и головы. При системности и повторяемости обливаний происходит созревание адаптационных приспособлений, что влечет за собой увеличение времени проведения этих процедур.

Для формирования холодовой устойчивости и адаптационно-приспособительных реакций детям достаточно двух обливаний в неделю. Лучше их проводить весной. Большие дозы закаливающих процедур вызывают срыв адаптивных реакций, приводят к гиперстимуляции надпочечников и обусловливают иммунодефицитные состояния.

Закаливающие процедуры у детей не должны вызывать снижения внутренней температуры тела. Нужно также помнить об индивидуальном режиме закаливания, так как каждый ребенок по-своему реагирует на холодовые раздражители.

В детских лечебно-профилактических учреждениях используют и такие формы закаливания, как сон на открытом воздухе, воздушные холодовые ванны, обтирание мокрыми холодными простынями, общее обливание, ножные ванны и обливание ног с постепенным снижением температуры от 36,6 до 32,6°С. В некоторых детских поликлиниках для закаливания детей используют бассейны с процедурами кратковременного обливания детей струей холодной воды и др.

Есть дети, у которых температура без видимых причин повышается до 37,3—37,5°С, хотя они здоровы. Чаще всего это ответ температурной реакцией на прием пищи, повышенную физическую активность или повышенный психоэмоциональный тонус.

Патологической считается температура выше 37,5°С, которая обусловлена каким-либо заболеванием. При этом состояние теплопродукции всегда превалирует над теплоотдачей. Часто присоединяется озноб, обусловленный сократительным термогенезом. В таких состояниях виноваты вещества, называемые пирогенами, которые воздействуют на терморегулирующие центры центральной нервной системы.

Существуют различные типы патологических температурных реакций.

Частоту регистрации температуры у детей определяет врач — 2 раза в день, через 1 ч, через 2 ч и т. д. Регистрацию температуры в течение дня проводит средний медицинский персонал.

Температура тела ниже 36,4 °С чаще всего наблюдается у детей со сниженным энергетическим обменом, обусловленным тяжелым заболеванием внутренних органов. Это истощение (дистрофия), сосудистая недостаточность, недостаточность функции основных органов и систем. При шоке, особенно анафилактическом, температура также снижается ниже нормальной.

источник

Оптимальные показатели температуры воздуха в комнате для новорожденного ребенка: как поддерживать температурный режим

Любая мама с рождением малыша трепетно заботится о создании для него оптимальных условий, в которых ребёнок будет чувствовать себя наиболее благоприятно. Это относится не только к соответствующему уходу за новорождённым, но и к окружающей обстановке. Для ребёнка не так важно, на пелёнках какого цвета он спит или из бутылочки какой фирмы пьёт молоко. Гораздо важнее то, какая температура держится в комнате новорождённого ребенка. Ведь это непосредственно сказывается на состоянии, самочувствии и даже настроении малыша. Мамочкам важно следить за поддержанием оптимальной температуры и влажности в комнате.

Специалисты в области педиатрии советуют придерживаться температуры в пределах 18-22 градусов . Именно при такой температуре ребёнок чувствует себя нормально, а его развитие протекает в более естественных условиях.

В зимний период достаточно сложно контролировать указанную температуру в связи с началом отопительного сезона. Но нужно позаботиться о том, чтобы температура в комнате не превышала 23 градусов .

Особое внимание нужно уделить и поддержанию нормальной температуры в помещении во время сна ребенка. В слишком жаркой комнате, как и в холодной, ребёнок будет спать беспокойно, часто просыпаться, капризничать. Родители должны соблюдать необходимую температуру для комфортного сна малыша. Температура воздуха в комнате, где спит малыш, должна составлять не более 22 градусов . При этом нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: один будет хорошо спать и при 18 градусах, другой же при такой температуре будет замерзать. Поэтому мамы должны отследить, при какой температуре их ребёнок спит лучше.

Для отслеживания комнатной температуры необходимо размещать термометр вблизи детской кроватки!

Также желательно отказаться от использования балдахинов и бортиков, украшающих кроватку малыша. Помимо того, что эти вещи быстро собирают пыль, они ещё и препятствуют нормальной циркуляции воздуха.

Ещё одним немаловажным моментом считается соответствующая комнатная температура во время купания ребёнка. Многие родители считают, что температура комнаты во время купания ребенка должна быть несколько выше, чем обычно. Но это далеко не так.

Если купание будет проходить при более высокой температуре воздуха в комнате, то малыш после купания будет замерзать в уже привычных условиях.

Поэтому, если вы собираетесь купать ребёнка, не нужно в комнате специально повышать температуру. Достаточно после купания некоторое время подержать малыша в тёплом полотенце. Родители, которые стараются с младенческого возраста приучить ребёнка к закаливанию, наоборот, после купания на протяжении нескольких минут устраивают воздушные ванны.

Таким образом, температура в комнате новорождённого должна быть постоянной. Нет необходимости специально прогревать помещение для сна или купания младенца.

Стоит учитывать, что данные параметры комнатной температуры указаны для здоровых, родившихся в срок детей. Если же ребёнок появился на свет недоношенным, ему требуются особые условия. В частности, температура воздуха в комнате должна составлять 24-25 градусов . Это связано с недостаточным уровнем собственной терморегуляции у недоношенных детей.

Учёные давно заметили, что перегрев новорождённого значительно хуже, чем переохлаждение. Обменные процессы, протекающие у новорождённого более быстрыми темпами, нежели у взрослого, приводят к накоплению в организме тепла. Избавление от лишнего тепла происходит в процессе дыхания и через кожные покровы. Если же комнатная температура достаточно высока, процесс отдачи тепла с помощью дыхания несколько затрудняется. И начинает усиленно работать второй механизм теплоотдачи – через кожу посредством потоотделения. Ребёнок начинает потеть, краснеть, у него затрудняется дыхание, учащается пульс. Малыш может стать вялым, плаксивым, беспокойным. Могут возникнуть такие неприятности, как потница, дерматит, крапивница, нарушение обменных процессов и терморегуляции. Поэтому очень важно не превышать допустимые температурные нормы в помещении, где находится новорождённый.

Читайте также:  У ребенка увеличился лимфоузел температуры нет

Не менее опасно и переохлаждение. Низкий температурный режим может привести к простудным заболеваниям, что чревато серьёзными осложнениями.

В связи с этим, необходимо соблюдать оптимальную комнатную температуру, при которой ребёнок будет чувствовать себя более комфортно.

Чтобы добиться оптимального температурного режима, нужно определить, какая температура для ребёнка более приемлема. Каждый ребёнок чувствует себя по-разному даже при одинаковой температуре. Определить, какая комнатная температура подходит именно вашему ребёнку довольно просто:

  • Ребёнок хорошо чувствует себя, спокойно спит;
  • Ребёнок не краснеет, не потеет;
  • Ручки и ножки малыша не холодные, малыш не покрывается «гусиной кожей»;
  • Дыхание и пульс новорождённого соответствуют норме.

Если же температура в комнате значительно отклоняется от пределов допустимой, нужно предпринимать меры по регуляции температурного режима.

  1. Если в комнате жарко, то можно регулировать температуру с помощью проветривания или кондиционера. Естественно, ребёнок на момент проветривания не должен находиться в комнате. Желательно, в этот момент прогуляться с малышом. Кондиционер можно установить в соседней комнате или в другой части комнаты, где находится ребёнок. Главное, чтобы малыш не попадал под прямые потоки прохладного воздуха. Горячие батареи рекомендуют накрывать плотным покрывалом или одеялом.
  2. Если в комнате прохладно, то добиться желаемой температуры можно с помощью обогревателей.

В ситуации, когда нет возможности контролировать комнатную температуру, нужно:

  • Давать ребёнку побольше жидкости (если в комнате жарко и душно);
  • Одевать малыша в зависимости от комнатной температуры (если жарко – можно ограничиться только трусиками, если прохладно – обязательно надеть ползунки, тёплую распашонку, носочки);
  • Разумно подойти к процессу купания (при повышенной комнатной температуре можно купать малыша несколько раз в день).

Не менее важным показателем является и влажность воздуха в комнате, где находится новорождённый. Зачастую воздух в комнатах достаточно сухой, особенно в отопительный сезон. Поэтому необходимо позаботиться о поддержании оптимальной влажности, которая должна составлять не менее 50 % . Узнать о влажности воздуха в комнате можно с помощью бытового гигрометра.

Если влажность существенно ниже допустимой, то целесообразно приобрести специальный увлажнитель воздуха. Если такая возможность отсутствует, то можно повысить влажность следующими способами:

  • Поставить банки с водой;
  • Установить аквариум;
  • На батареи повесить мокрые простыни.

Создание и поддержание оптимальной комнатной температуры и влажности воздуха положительно влияет на самочувствие, состояние и настроение вашего малыша.

Увлажнитель воздуха

Врачи-педиатры все чаще рекомендуют неравнодушным родителям давать своим детям в период обострения заболеваний Оциллококцинум. Препарат разработан с учетом особенностей детского организма и укрепляет иммунитет ребенка. Лучше вовремя заняться профилактикой, чем потом лечить ненавистные сопли и кашель. И Оциллококцинум поможет с этим — для предотвращения заболевания достаточно давать ребенку одну дозу препарата в неделю.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ::

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

источник

На первый взгляд новорожденный малыш совсем такой же, как мы с вами: так же дышит, также слышит и видит, также чихает и кашляет… Но любой врач скажет вам, что организм крохи существенно отличается от взрослого: у него есть и собственные, присущие только ему, болезни, и собственные принципы работы — физиологические особенности. Знать эти особенности очень важно для родителей, ведь от них зависят многие нюансы ухода за малышом. Об особом «устройстве» новорожденного мы будем рассказывать в этой рубрике.

Человека, как и всех млекопитающих, отличает постоянство температурного режима: температура его тела не зависит от температуры окружающей среды. Постоянство это достигается путем сложного механизма терморегуляции, который обеспечивает теплообмен между организмом и окружающей средой.

Как это устроено

Терморегуляция организма человека представляет собой многоступенчатый процесс, контроль над которым осуществляется центральной нервной системой, основным контролирующим звеном является гипоталамус — структура, расположенная в самом центре головного мозга. Гипоталамус принимает информацию от периферических нервных окончаний о температуре тела и посылает команды к различным системам, осуществляющим те или иные процессы, поддерживающие постоянство внутренней температуры. Теплообмен организма с окружающей средой осуществляется за счет двух разнонаправленных механизмов — теплопродукции и теплоотдачи.

Теплопродукция. У новорожденных детей она происходит в основном посредством окислительных процессов в так называемой бурой жировой ткани, которая имеется только в организме плода и новорожденного ребенка. Особенностью этого процесса является то, что он происходит с максимальным образованием тепла при минимальных расходах энергии. На эту функцию жировой ткани оказывают стимулирующее воздействие гормоны щитовидной железы, под действием которых и происходят окислительные процессы в бурой жировой ткани.

Бурый жир начинает образовываться в организме плода начиная с 26-й недели беременности и к моменту завершения ее составляет, по разным источникам, от 3 до 8% от общей массы тела ребенка. Бурый жир — это совершенно уникальная ткань, единственная функция которой состоит в том, чтобы предохранять новорожденного ребенка от переохлаждения. Расположена она в области шеи, между лопатками, за грудиной и вокруг некоторых внутренних органов. Второй по значимости для новорожденного механизм теплопродукции — это мышечное дрожание. При понижении температуры тела происходят непроизвольные мышечные сокращения, которые способствуют усилению окислительных процессов в ткани мышцы, что сопровождается повышением температуры тела. При переохлаждении новорожденные пробуждаются и начинают плакать, это сопровождается повышением двигательной активности, что способствует усилению процессов теплопродукции в мышцах и повышению температуры тела. Но этот механизм по своему значению существенно уступает роли бурой жировой ткани. В этом состоит принципиальное отличие теплопродукции взрослого организма и организма новорожденного ребенка. У взрослых бурый жир отсутствует, и основным механизмом теплопродукции у них являются мышечные сокращения — как произвольные, так и непроизвольные.

Теплоотдача. Осуществление одной лишь теплопродукции не могло бы отвечать требованиям поддержания внутренней температуры тела на постоянном уровне. Необходимо, чтобы между организмом и окружающей средой постоянно осуществлялся теплообмен — для этого существуют механизмы теплоотдачи. К ним относятся потоотделение и регуляция тонуса кровеносных сосудов. При повышении температуры окружающей среды организм человека начинает осуществлять усиленную выработку пота, который, испаряясь с поверхности тела, вызывает его охлаждение. У новорожденных детей количество потовых желез даже выше, чем у взрослых, однако они, в силу незрелости, не справляются с возложенными на них задачами: потоотделение у новорожденных очень незначительно. Второй важный момент регуляции теплоотдачи — изменение тонуса сосудов в зависимости от температуры окружающей среды или температуры тела. При ее повышении происходит расширение сосудов кожи, за счет чего теплоотдача усиливается. При понижении температуры тела или воздуха тонус сосудов повышается, что вызывает сужение сосудов и уменьшение отдачи тепла. Но и в этом механизме присутствуют важные отличия между организмом взрослого человека и новорожденного младенца: у взрослых достаточно хорошо развита подкожная жировая клетчатка, у новорожденных же она, как правило, развита недостаточно. Поэтому даже при сужении сосудов кожи потери тепла у них могут продолжаться.

Таким образом, к особенностям терморегуляции новорожденного ребенка можно отнести: склонность к перегреванию вследствие ограниченного потоотделения, склонность к переохлаждению из-за недостаточного развития подкожного жирового слоя, незрелость механизмов терморегуляции.

Кроме того, в организме новорожденного значительно выше содержание воды по сравнению с содержанием ее в организме взрослого. Кожа новорожденного имеет очень тонкий слой эпидермиса, поэтому потери тепла обнаженного ребенка путем испарения влаги с поверхности кожи могут быть значительны.

В норме температура тела новорожденного ребенка составляет от 36,4° до 37,2°С. Измерять температуру лучше всего в подмышечной впадине. Для этой цели можно использовать как ртутные, так и электронные термометры. Распространенный прежде метод термометрии в прямой кишке не имеет преимуществ перед термометрией в подмышечной впадине: во-первых, можно травмировать слизистую прямой кишки, во-вторых, это вызывает рефлекторную реакцию (замедление частоты сердечных сокращений, спазм кровеносных сосудов). Кроме того, температура в прямой кишке всегда на 0,5 °С выше, чем температура кожи.

Первые минуты жизни

До момента рождения плод пребывает в условиях постоянства температурной среды: температура в матке поддерживается на уровне 38°С на протяжении всего периода внутриутробного развития. Поэтому механизмы терморегуляции остаются не задействованными. После рождения ребенок попадает в среду, температура которой резко отличается от той, к которой он привык. Кроме того, ребенок рождается с влажными кожными покровами. Испарение влаги с поверхности кожи вызывает быстрое и значительное охлаждение. Именно поэтому только что родившихся детей первым делом насухо вытирают и помещают под источник тепла.

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно…

Учитывая все названные особенности терморегуляции, следует оптимальным образом организовывать уход за новорожденным.

Помня о том, что ребенка так же легко можно перегреть, как и переохладить, необходимо поддерживать оптимальную температуру воздуха в помещении, в котором находится новорожденный. Температурный режим в помещении во многом зависит от возраста ребенка. В периоде ранней новорожденности температура воздуха должна составлять около 25°С. На первом месяце жизни ребенка оптимальной для него температурой становится 24°С, для детей старше 1 месяца — 23°С. Такой температурный режим является наиболее комфортным для малышей, он предотвращает как перегревание, так и переохлаждение. Однако немаловажное значение имеет то, как одет ребенок. Если малыш, пребывая в комнате, температура воздуха в которой 24 °С, одновременно одет в пару распашонок, закутан в теплую пеленку и одеяльце, то он может перегреться.

Основными признаками перегревания являются беспокойство, отказ от груди, громкий крик, покраснение кожи. При перегревании температура тела ребенка может повышаться до 38—39°С. В этом случае ребенка необходимо раздеть до тонкой распашонки, напоить водой (30 мл кипяченой воды комнатной температуры), успокоить и через 10—15 минут измерить температуру вновь. При сохранении симптомов необходимо показать ребенка педиатру.

При переохлаждении отмечается бледность кожных покровов, синюшное окрашивание носогубного треугольника, вялость или беспокойство малыша. Прохладные на ощупь стопы и ладони ребенка не являются безусловным признаком переохлаждения: может возникать субъективное ощущение их пониженной температуры, так как, с одной стороны, они существенно прохладнее остального тела ребенка, а с другой — могут в большей степени потеть и, соответственно, остывать.

Если ребенок замерз, переохладился, его надо согреть, приложить к груди, обеспечить тесный контакт с матерью. Однако случаи переохлаждения новорожденных детей встречаются гораздо реже, чем случаи перегревания: родители в большинстве своем стремятся одевать ребенка как можно теплее и поддерживают излишне высокую температуру воздуха в детской комнате.

Одним из важнейших моментов организации ухода за малышом на первом году его жизни являются прогулки на свежем воздухе. Начинать выходить с ребенком на улицу надо с 10 дней его жизни. В первый раз следует гулять 10—15 минут и выбирать для этого погожие безветренные дни. Зимой можно — начинать гулять, если темпера тура воздуха не ниже — 10°С. Во второй день продолжительность прогулки можно удвоить и постепенно довести ее до 2 часов. Нежелательно выходить на прогулку в дни, когда высока влажность, идет дождь. Но эти ограничения касаются только первого месяца жизни ребенка — с малышом постарше можно гулять в любую погоду.

Чем дольше ребенок будет находиться на свежем воздухе летом, тем лучше. Но и тут существуют некоторые правила: не следует гулять с ребенком на открытом солнце, предпочитая тенистые места. Существует опасность перегревания малыша, если он находится в коляске: в закрытом пространстве ее значительно ограничена циркуляция воздуха, и температура в коляске может быть на несколько градусов выше, чем снаружи. Поэтому нельзя надолго оставлять коляску с малышом на открытом солнце. Вполне допустимы и полезны дозированные солнечные ванны на протяжении всей прогулки, но проводить их надо в кружевной тени и не в самое жаркое время дня.

Терморегуляция ребенка является одной из важнейших составляющих постоянства внутренней среды организма. Являясь незрелой к моменту рождения, постепенно она совершенствуется. Но для того, чтобы это взросление проходило успешно, необходимо тренировать все механизмы терморегуляции. Соблюдая рекомендации по уходу за ребенком, по организации температурного режима в помещении, достаточно времени проводя с ним на свежем воздухе, вы «настраиваете» этот сложный механизм, помогая малышу сопротивляться болезням, расти крепким и здоровым.

Как одеть малыша на прогулку?

Весной и осенью, одевая ребенка на прогулку, ориентируйтесь на свои ощущения — одевайте малыша так, как кажется комфортным лично вам. Гуляя продолжительное время, проверяйте, не слишком ли тепло вы одели малыша: если у ребенка влажная шея и затылок, значит ему жарко.

Беспокоясь о том, не слишком ли прохладно вы одели ребенка, не следует ориентироваться на температуру его носика. На прогулке он всегда на ощупь гораздо холоднее, чем остальное тело. Информативнее попробовать на ощупь ладони малыша: если они прохладные, лучше укутать ребенка теплее.

источник